Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Пятигорский техникум торговли, технологий и сервиса»
(ГБПОУ ПТТТиС)
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Руководитель проекта
ХРОМАТИДИ К.М.
2016 год
Аннотация проекта
Социальный проект – это способ выражения идеи улучшения состояния общества языком конкретных целей и задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой идеи.
Актуальность
В современном мире все больше внимания уделяется личной финансовой практике, а именно финансовой грамотности. Во многих странах на национальном уровне реализуются проекты по повышению финансовой грамотности. У нас в стране такие предложения выдвигаются, и государство не остается в стороне. На данный момент реализуется целый ряд программ: «Государственная программа повышения финансовой грамотности в РФ», «Финансовая культура и безопасность граждан», «Проект финансового образования в России «Повышение финансовой грамотности населения с низкими доходами «Планируй свое будущее»»» и другие. Развитие этого направления в основном связано с тем, что финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они могут более ответственно относиться к управлению личными финансами, а так же повышать свой уровень благосостояния за счет рационального распределения расходов и планирования бюджета.
Развитие современной рыночной экономики предполагает широкое участие населения в долгосрочных накопительных пенсионных, страховых и ипотечных схемах, помогающих решить множество вопросов по пенсионному накоплению, социальному страхованию, образованию и жилью.
Активное сберегательное поведение населения, использование накопительных и страховых инструментов предполагает достаточный уровень финансовой грамотности, который позволяет гражданам активно взаимодействовать с финансовыми институтами. В последнее время происходит повышение роли личной ответственности за финансовые решения на фоне расширения предложений финансового рынка, общего роста доходов и сбережений населения, что делает проблему повышения финансовой грамотности еще более актуальной.
Повышение финансовой грамотности способствует росту качества финансовых услуг, расширяет возможности граждан более эффективно использовать финансовые услуги.
Актуальность данного проекта подтверждается и проведенным в сентябре этого года социологическим опросом среди первокурсников ГБПОУ ПТТТиС на тему: «Оценка финансовой грамотности». Из результатов опроса можно сделать вывод, что около половины обучающихся считают себя финансово грамотными людьми и следят за личными расходами. Но остается другая половина, которая нуждается в разъяснении разного рода финансовых вопросов. Таким образом, это еще раз доказывает необходимость внедрения специального курса по финансовой грамотности.
Цель проекта: разработка, апробация, внедрение и реализация комплекса образовательных мероприятий с целью активного привлечения молодежи к вопросам повышения финансовой грамотности.
1. Изучить потребность и возможность обучающихся в повышении своей финансовой грамотности.
2. Изучить предложения и структуру услуг в сфере финансовой грамотности на образовательном рынке.
3. Разработать уроки финансовой грамотности для разных групп населения.
4. Провести пробный цикл занятий по финансовой грамотности для школьников 7-9 классов, 10-11 классов.
5. По результатам апробации, учитывая все недостатки, провести занятия в детском доме № 32.
6. Сформулировать выводы и предложения по способам и вариантам повышения финансовой грамотности населения.
Целевые группы проекта:
Данный проект направлен на детей из .
В рамках программы для детей-сирот наиболее актуальными являются вопросы по личному финансовому планированию, образовательным кредитам и банковским вкладам.
В рамках разработанной программы для воспитанников детского дома № 32 рассматриваются вопросы по личному финансовому планированию, сетевому маркетингу и финансовым пирамидам, банковским продуктам.
Сроки реализации проекта
Уменьшение финансовых рисков;
Повышение уровня финансовой грамотности;
Открытие раздела на сайте техникума;
Межрегиональный обмен опытом между участниками программы клуба;
Ожидаемые результаты проекта:
Создание и внедрение новых досуговых и ;
Подготовка кадров по направлению «Финансовая грамотность»;
Увеличение числа обучающихся, принимающих участие в олимпиадах по финансовой грамотности;
Увеличение числа детей-сирот, имеющих возможность получать доступные качественные услуги дополнительного образования;
Рост доли преподавателей, заинтересованных в работе клуба по финансовой грамотности;
Внедрение данного проекта в другие образовательные учреждения;
Возможность сотрудничества с высшими профессиональными учреждениями;
Обмен опытом с другими учебными заведениями;
Перспективы реализации проекта.
Возможное создание виртуального клуба по финансовой грамотности;
Привлечение обучающихся к проектно-исследовательским работам по вопросам финансового просвещения;
Поиск единомышленников, установление связей с другими учебными заведениями города, оперативный обмен опытом в целях создания единого воспитательного и образовательного пространства;
Создание пресс-центра клуба;
Заключительное положение.
В результате реализации проекта происходит повышение коммуникативной культуры обучающегося, что является очень важным компонентом при формировании сознания студента. Происходит уменьшение количества необдуманных финансовых вложений, а также повышение доли финансово грамотного населения будет способствовать развитию финансового рынка, притоку инвестиций граждан, повышению качества предлагаемых продуктов и услуг, развитию малого и среднего бизнеса, трудовой занятости.
Для этого необходимо как можно раньше начать изучать финансовый рынок, повышать финансовую грамотность, получать практические навыки по управлению личными финансами, уметь составлять свой личный финансовый план, учиться искусству сбережения и инвестирования; необходимо формировать устойчивые взгляды на то, что финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счёт распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов.
Навык решения финансовых вопросов, удачно примененный на заседаниях клуба, в дальнейшем может получить продолжения в других жизненных ситуациях. Поэтому так важно обучение поведению в финансовых решениях всех участников образовательного процесса, ведь в дальнейшем опыт работы клуба можно применить на уровне города, региона и страны.
Анкета
Тема исследования: «Оценка финансовой грамотности».
Проводится опрос с целью выявления потребности обучающихся в финансовой грамотности. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов. Просим Вас принять участие в нашей анкете потому, что нам важно мнение каждого из Вас. Вполне возможно, что некоторые ответы могут быть полезны и для Вас.
Анкета анонимная, т. е. свое имя писать не нужно.
Правила заполнения анкеты: обведите кружком тот ответ, который, как Вы считаете, более совпадает с Вашим мнением. Заранее благодарим Вас за работу. Заполнение анкеты займёт у вас 5-7 мин.
1. Скажите, пожалуйста, ведёте ли Вы учёт своих расходов?
1. Да, я веду учёт расходов.
2. Нет, я не веду учёта.
3. Затрудняюсь ответить
2. Скажите, пожалуйста, какие вопросы о финансовом рынке, Вам сейчас особенно необходимы?
1. Банковские услуги, в частности получение образовательного кредита.
2. Консультации по планированию личного бюджета.
3. Консультации по жилищному вопросу.
4. Функционирование пенсионной системы.
5. Налогообложение доходов физических лиц и получение на обучение.
6. Другое (напишите)_________________________
7. Затрудняюсь ответить.
3. Скажите, пожалуйста, считаете ли Вы себя финансово грамотным человеком?
2. Скорее да.
3. Скорее нет.
5. Затрудняюсь ответить
4. Скажите, пожалуйста, нуждаетесь ли вы в повышении финансовой грамотности?
2. Скорее да.
3. Скорее нет.
5. Затрудняюсь ответить.
5. Скажите, пожалуйста, необходимо ли изучение основ финансовой грамотности в школе?
2. Скорее да.
3. Скорее нет.
5. Затрудняюсь ответить.
6. Скажите, пожалуйста, в какой форме необходимо изучение основ финансовой грамотности в школе?
1. В виде факультативных занятий.
2. В виде элективных курсов.
3. Нужны занятия по финансовой грамотности в рамках предмета «экономика».
4. Нужен отдельный предмет « Основы финансовой грамотности» в программе.
5. Нужны образовательные программы, проводимые основными участниками финансового рынка (Пенсионным фондом, , страховыми компаниями, банками).
6. Затрудняюсь ответить.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8
г.Лабытнанги, ЯНАО
Проект
«Мопеу&Я»
Терзи Е.Г., учитель нач.кл.,
экономист
2016
Обоснование актуальности темы проекта…………………………………..
Объект проектирования………………………………………
Предмет проектирования……………………………………..
Гипотеза проектирования……………………………………..
Цели и задачи проекта…………………………………………
Ожидаемые результаты………………………………………..……………………………..
План мероприятий по реализации проекта………………….
Обоснование актуальности темы проекта
В примерную основную образовательную программу общего и среднего образования включены модули по основам финансовой грамотности. В связи с этим в 2016-2017 учебном году во многих российских школах начнутся занятия по финансовой грамотности, ориентированные на решение прикладных задач повседневной жизни. Ожидается, что интерес к новой теме будет расти, стимулируя разработку как специальных образовательных программ по финансовой грамотности, так и отдельных модулей, включенных в уже существующие предметы школьной программы. Данный проект является ответом на вызов времени. Его актуальность назрела с учетом того, что в большинстве своем, старшее поколение не имело возможности получения практических знаний в области финансов и передачи опыта своим детям и внукам. Современное же поколение российской молодежи в условиях рыночной экономики остро нуждается в освоении элементарных навыков планирования, сбережения и приумножения, иными словами, в управлении своими личными финансами.
Главная идея данного инновационного проекта
Дети – наше будущее, и мы должны привить им основы финансовой культуры, познакомить с основными правилами личного финансового планирования и финансовой безопасности, чтобы завтра им было легче вступить во взрослую жизнь, а для кого-то - определиться с выбором будущей профессии.
Объект проектирования:
школа финансовой грамотности для учащихся 1-11 классов в
общеобразовательной школе.
Предмет проектирования:
Формирование финансовой грамотности детей как важного средства долгосрочного оздоровления мировой финансовой системы, эффективной меры улучшения качества жизни и финансовой безопасности населения и будущих поколений граждан путём создания школы финансовой грамотности.
Гипотеза проектирования: создание школы финансовой грамотности обеспечит :
мотивирование школьников думать о финансовых аспектах своего будущего, ответственно подходить к планированию потребностей жизненного цикла. ;
повышение качества знаний по математике;
Цель и задачи проекта:
Цель: разработать и внедрить модель школы финансовой грамотности для школьников, направленную на формирование у них разумного финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам, а также улучшение защиты прав потребителей финансовых услуг.
Задачи:
Создать школу финансовой грамотности
Организовать мероприятия, направленных на повышение осведомленности учащихся о российской финансовой системе, её структуре, функциях и инструментах.
Воспитывать у учащихся активное финансовое поведение.
3. Ожидаемые результаты:
Открытие школы финансовой грамотности обеспечит
Воспитание личной финансовой безопасности
Будет способствовать самоопределению учащихся в выборе будущей профессии.
Обеспечит интеграцию предметов в школе: математики и уроков финансовой грамотности
Обеспечит создание и апробацию новых авторских программ.
Создаст комфортные условия для организации учебной и внеурочной деятельности учащихся
Обновит содержание учебно-воспитательной работы;
Обеспечит преемственность в организации и содержании образовательного процесса в начальной и основной школе;
План мероприятий по реализации проекта
Мероприятия
Сроки
Ответственные
1
Разработка Проекта
Модель создания школы финансовой грамотности
««Мопеу&Я»,»
сентябрь
2
Разработка программ внеурочной деятельности по финансовой грамотности
сентябрь
3
Организация занятий внеурочной деятельности
4
Проведение осенней сессии Проекта
« Онлайн уроки ФГ»
сентябрь
5
Проведение Дней ФГ: деловые игры, круглые столы, открытые занятия
По отдельному графику
7
Экскурсии в финансовые учреждения
с целью знакомства с банковскими продуктами и профориентации школьников
8
Участие в школьных интеллектуальных конкурсах
По договору
Проект "Мой бюджет" предназначен для работы с учащимися 2-4 классов. Может быть использован в рамках изучения внутрипредметных модулей (у нас в математике есть модуль "Задачи гнома Эконома") или во внеклассной работе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации»
Западный филиал РАНХиГС
Проект
«Мой бюджет»
Разработчики педагогического проекта:
Горбунова Елена Владимировна
Суслова Ирина Николаевна
Старший методист РМЦ Л. Л. Карама
Калининград
2017 год
Пояснительная записка
Проект посвящен анализу своего бюджета, изучению способов экономии и воплощению их на практике.
Проект долгосрочный, исследовательский, индивидуальный,
по профилю - межпредметный;
по содержанию – финансовая грамотность;
по типу объекта проектирования: практико-ориентированный.
Обоснование проекта:
В условиях современной России школьники часто сталкиваются с невозможностью получить желаемое
: у родителей не хватает средств для приобретения всех товаров, которые нужны их детям. Поэтому необходимо научить учеников ведению бюджета и планированию покупок.
Актуальность проект а состоит в том, что каждый человек должен рационально и грамотно уметь управлять своими финансами.
Цель проекта: формирование у обучающихся умения вести учёт расходов и доходов, навыков составления элементарного бюджета
Задачи:
1. Познакомить/закрепить понятия «бюджет», «доходы», «расходы», «дефицит», «профицит», «экономия»
2. научить вести учет доходов и расходов в процессе самостоятельного составления элементарного бюджета
3. познакомить с постоянным ростом потребностей и ограниченностью возможностей
4. воспитывать у учащихся экономное отношение к бюджету
Целевая группа: ученики 2-4 классов (8-10 лет)
Продолжительность проекта: 3 месяца
Планируемые результаты :
Личностные:
- готовность ученика к саморазвитию
- сформированность мотивации к целенаправленной деятельности
- способность ставить цели и строить жизненные планы
Метапредметные:
Познавательные:
- умение поставить перед собой учебную задачу,
- умение выбрать способы и найти информацию для её решения и
- структурировать полученные знания;
- устанавливать причинно-следственные связи,
- умение сформулировать проблему и найти способ её решения;
Регулятивные:
- планирование -составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование - предвосхищение результата
- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже сделано и что еще нужно сделать
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию
Коммуникативные:
- умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей,
- доказывать свои суждения;
Предметные:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет;
Участниками проекта являются учащиеся начальной школы, поэтому описание желаемой и реальной ситуации, выявление противоречий, анализ проблемы, постановка цели, анализ способов достижения цели и планирование шагов проекта проводится под руководством учителя. Кроме того, в выполнении проекта необходима помощь родителей.
I этап (поисковый)
Проводится занятие, на котором учитель рассказывает о том, что каждый учащийся может сделать проект по финансовой грамотности. Он проводит с ними беседу и мотивирует обсуждение следующих вопросов:
Есть ли у учащихся желание купить какой-нибудь товар?
Всегда ли родители могут осуществить это желание?
Хотели бы они помочь родителям в решении этой проблемы?
В результате беседы выявляются учащиеся, которые хотят участвовать в проекте. Каждый из них рассказывает, какую конкретно вещь он хочет иметь и почему.
Выдвигается гипотеза: можно ли купить самостоятельно?
Исходя из этого, формулируется цель проекта: Спланировать свой личный бюджет так, чтобы купить желаемую вещь. Причем, у каждого участника своя цель (роликовые коньки, велосипед, смартфон и т.п.)
II этап (аналитический)
- Для достижения цели учитель предлагает учащимся определить, какие именно коньки/велосипед/смартфон хочет ученик, сколько они стоят. Для этого необходимо посетить несколько магазинов и сравнить товары в них. Учитель раздает детям таблицы, которые нужно заполнить. (Приложение 1)
В течение недели учащиеся (вместе с родителями) проводят сбор, систематизацию и анализ необходимой информации и оценивают результаты данного этапа работы.
- Необходимо спрогнозировать, какие доходы будет иметь ученик на протяжении проекта. Для этого учитель также выдает детям таблицы для заполнения вместе с родителями. (Приложение 2).
- Сопоставление предстоящих доходов и расходов.
При помощи материалов, выданных учителем (Приложение 3), учащиеся вместе с родителями сопоставляют свои доходы и расходы.
- При помощи учителя или родителей ученики продумывают способы экономии, возможности дополнительного заработка и составляют план действий на ближайшее время.
III этап (практический)
На этом этапе учащиеся реализуют запланированные шаги, выполняют текущий контроль. Учитель наблюдает, следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности, при необходимости консультирует учащихся.
IVэтап (презентационный)
Учащиеся приносят свои покупки или их фотографии.
V этап (контрольный – рефлексия деятельности).
Ученик фиксирует слабые стороны работы над проектом, указывает сильные стороны, формулирует причины успехов и неудач (трудностей) в работе над проектом, предлагает способ преодоления трудностей (избежание неудач), с которыми он столкнулся при работе над проектом.
Формы и система оценивания результатов
Заканчивается работа над проектом подведением итогов: смогли ли вы добиться поставленной цели или нет, подтвердилась ли гипотеза, довольны ли вы своей работой. Для этого все ученики выступают со своими проектами. У некоторых учеников очень интересные проекты, занимательные. Из которых можно для себя выделить определенные правила покупок и экономии. Но и есть ученики которые не справились с задачей. Очень важно выслушать их и понять причину. Ребята, выслушав друг друга, обязательно делятся мнениями. И вместе разрабатывают памятки: «Экономия семейного бюджета» и «Как заработать и сэкономить»
Можно озвучить планы на будущее.
Важно отметить, что этапы защиты проекта полностью совпадают с этапами разработки, отличаясь лишь сжатостью, точностью и лаконичностью.
Учебно-методическое обеспечение
- Савицкая, Е. В. С13 Финансовая грамотность: учебная программа. Профессиональное обучение / Е. В. Савицкая. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. - 16 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведе нию»).
- Савицкая, Е. В. С13 Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. Профессиональное обучение / Е. В. Савицкая. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. - 144 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
- Савицкая, Е. В. С13 Финансовая грамотность: материалы для родителей. Профессиональное обучение / Е. В. Савицкая. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. - 64 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведе нию»).
- Савицкая, Е. В. С13 Финансовая грамотность: материалы для обучающихся по основным программам профессионального обучения / Е. В. Савицкая. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. - 224 с., ил. (Дополнительное образование: Серия«Учимся разумному финансовому поведению»).
Интернет ресурсы:
Cайт журнала « Семейный бюджет » - http://www.7budget.ru ;
Материально - техническое обеспечение
компьютер
калькулятор
презентация
Приложения
Приложение №1
№ п\п | Магазин | Цена | Технологическая характеристика |
Приложение 2
№ п\п | Планирую получить | Сумма |
Подарки ко дню рождения | ||
Копилка | ||
Карманные расходы | ||
Итого: | ||
Осталось сэкономить/заработать: |
Приложение №3