Закрытие ИП

Рациональное поведение потребителя и производителя - описание, особенности и типичные черты. Теория рационального поведения потребителя Рациональное поведение потребителя характеризуется

Рациональное поведение потребителя и производителя - описание, особенности и типичные черты. Теория рационального поведения потребителя Рациональное поведение потребителя характеризуется

Раздел 2. Микроэкономика

Тема 2. Теория потребительского поведения

2.2.1. Принципы рационального поведения потребителей.

Рыночный спрос формируется на основе принятия решений множеством отдельных потребителей, что имеет большое значение для развития производства товаров.

Каждый потребитель, опираясь на свой доход, стремится приобрести различные товары в таких количествах и пропорциях, которые принесли бы ему максимальное удовлетворение от их использования. Такое поведение потребителя на рынке называется рациональным .

Потребительское поведение – процесс формирования спроса потребителей на товары и услуги, что определяет развитие их производства и предложения на рынке.

Теория потребления исходит из того, что в поведении потребителя отмечаются типичные общие черты:

Спрос потребителя зависит от уровня доходов;

Каждый потребитель стремится получить максимальную полезность;

Средний потребитель имеет систему предпочтений;

На спрос потребителя влияет наличие или отсутствие «сопряженных» товаров.

Следовательно, можно сформировать основные принципы рационального поведения потребителей на рынке:

1.Ограниченность дохода.

2.Рациональность.

3.Системность предпочтений.

4.Суверенность.

Предпочтение потребителей товаров очень трудно учитывать по причинам так называемых Эффектов потребительских взаимовлияний. Рассмотрим его виды:

«Эффект сноба» - покупки делаются, чтобы подчеркнуть свое социальное положение.

«Эффект Веблена» - покупки делаются подчеркнуть и демонстративно.

«Эффект предположительного качества» - товары одинакового качества продаются в разных магазинах по разным ценам.

«Эффект присоединения к большинству» - стремление быть «не хуже других».

«Нерациональный спрос» - покупки делаются только потому, что кто – то это купил.

«Спекулятивный спрос» - возникает в условиях дефицита товаров.

Успех или провал производителя зависит от суммарного поведения в секунду потребителей. Такое явление называется суверенитет потребителя. Он состоит в способности потребителя воздействовать на производителя. Необходимым условием суверенитета потребителя является свобода потребительского выбора.

Предыдущая

Очевидно, что главным ограничением для любого потребителя является размер его дохода. Поскольку потребности многообразны и безграничны, а доход (т. е. располагаемая потребителем сумма денег) ограничен, покупатель вынужден постоянно совершать выбор из огромного количества товаров, предлагаемых ему на рынке. Естественно предположить, что, совершая этот выбор, потребитель стремится приобрести наилучший набор товаров из тех, которые доступны при данном ограниченном доходе.

Не существует объективного критерия для того, чтобы определить, какой же набор товаров является наилучшим для данного потребителя. И только потому, что потребитель выбирает «наилучший набор» товаров со своей индивидуальной (т. е. субъективной) точки зрения (вспомните удивительно точный афоризм К. Пруткова: «каждому лучшим кажется то, к чему он имеет охоту»).

Конечно, субъективный подход не безупречен: человек - сложное существо и далеко не всегда ведет себя рационально в указанном смысле. Разумеется, представление о рациональности потребителя упрощает механизм его экономического поведения, и тем не менее большинство потребителей действительно стремится получить на свой ограниченный доход максимум удовлетворения.

Особо надо подчеркнуть, что вести себя на рынке рационально - вовсе не значит обязательно быть прижимистым и мелочно-расчетливым. Не следует думать, что человек, истративший свое состояние на «миллион алых роз» для своей любимой, - нерациональный потребитель, а другой, положивший деньги в коммерческий банк под высокие проценты, - наоборот, рациональный потребитель. Теория потребительского поведения признает рациональным потребителем и того и другого, если только они действительно выбрали наилучший (с их субъективной точки зрения) вариант потребительского поведения. Это значит, что каждый потребитель имеет своего рода индивидуальную шкалу предпочтений и, реализуя ее при ограниченном доходе, стремится достичь максимально возможной степени удовлетворения.

Рациональное поведение потребителя состоит в том, чтобы максимизировать полезность при ограниченном доходе.

Билет

Выделяют два основных подхода к определению полезности:

1) количественный (кардиналистский). Здесь речь идет о традиционной версии теории потребительского выбора;

2) порядковый (ординалистский).

Полезность, которую потребитель извлекает из дополнительной единицы блага, называют предельной полезностью (MU). В свою очередь, сумма полезностей отдельных частей блага дает общую полезность (TU). Тогда предельная полезность – это прирост общей полезности при увеличении объема потребления блага на одну единицу.

Общая полезность блага

Кривая общей полезности исходит из начала координат, поскольку потребность начинает удовлетворяться после некоторого объема потребления. Эта кривая наклонена положительно, так как с ростом количества блага общая полезность возрастает.

Используя кардиналистскую (количественную) теорию полезности, можно охарактеризовать не только общую полезность, но и предельную полезность, как дополнительное увеличение данного уровня благосостояния, получаемое при потреблении дополнительного количества блага данного вида и неизменных количествах потребляемых благ всех остальных видов.

Предельная полезность

Большинство благ обладает свойством убывающей предельной полезности, согласно которому чем больше потребление некоторого блага, тем меньше приращение полезности, получаемой от единичного приращения потребления данного блага. Это объясняет, почему кривая спроса на эти блага имеет отрицательный наклон. На рисунке 8 показано, что для голодного человека полезность первого потребляемого им ломтя хлеба высока (QA), однако по мере насыщения его аппетита каждый последующий ломоть хлеба приносит все меньшее и меньшее удовлетворение: пятый ломоть хлеба доставит лишь QB полезности.

Билет

ОРДИНАЛИСТСКАЯ (ПОРЯДКОВАЯ) ПОЛЕЗНОСТЬ - субъективная полезность, или удовлетворение, которую потребитель получает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале.

Ординалистская (порядковая) теория полезности является альтернативой кардиналистской (количественной) теории полезности.

Предельную полезность измерить невозможно; потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистской (порядковой) теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует выбор набора благ по уровню удовлетворения. Например, 1-й набор благ доставляет ему наибольшее удовлетворение, 2-й набор - меньшее удовлетворение, 3-й набор - еще меньшее удовлетворение и т. д. Следовательно, подобная систематизация дает представление о предпочтениях потребителей в отношении набора благ. Однако она не дает представления о различиях удовлетворения данными наборами благ. Иными словами, с практической точки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может определить, насколько один набор лучше другого.

Ординалистская (порядковая) теория полезности основана на нескольких аксиомах. Заметим, что среди экономистов нет единства относительно количества и названия аксиом. Одни авторы называют четыре аксиомы, другие - три аксиомы. Здесь мы выделим следующие аксиомы.

1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности предпочтений потребителя. Потребитель, совершающий покупку, всегда может или назвать, какой из двух наборов благ лучше другого, или признать их равноценными. Так, для наборов А и Б или А >- Б, или Б >- А, или А ~ Б, где знак ">-" выражает отношение предпочтения, а знак " ~ " - отношение равноценности или безразличия.

2. Аксиома транзитивности предпочтений потребителя означает, что для принятия определенного решения и его осуществления потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие. Так, если А >- Б, а Б >- В, то всегда А >- В, а если А ~ Б и Б ~ В, то всегда А ~ В. Из представленного ранжирования следует, что А доставляет большее удовлетворение, чем Б, а Б - большее, чем В. Следовательно, А дает большее удовлетворение, чем В. Транзитивность также предполагает, что если потребитель не делает различия между альтернативами А и Б и между Б и В, то он всегда не должен делать различия между А и В.

3. Аксиома о ненасыщаемости потребностей гласит, что потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему. Под эту аксиому не подходят антиблага, обладающие отрицательной полезностью, поскольку понижают уровень благосостояния данного потребителя. Так, загрязнение воздуха, шум снижают уровень полезности потребителей.

36 билет Кривая безразличия изображает альтернативные наборы благ, которые доставляют одинаковый уровень полезности (рис. 8.1)

Кривые безразличия обладают следующими свойствами.1. Кривая безразличия, расположенная справа и выше другой кривой, является более предпочтительной для потребителя.2. Кривые безразличия всегда имеют отрицательный наклон, ибо рационально действующие потребители будут предпочитать большее количество любого набора меньшему.3. Кривые безразличия имеют вогнутую форму, обусловленную уменьшающимися предельными нормами замещения.4. Кривые безразличия никогда не пересекаются и обычно показывают уменьшающиеся предельные нормы замещения одного блага на другое.5. Наборы благ на кривых, более удаленных от начала координат, предпочтительнее наборам благ, расположенным на менее удаленных от координат кривых. Чтобы описать предпочтения человека по всем наборам продуктов питания и одежды, можно изобразить семейство кривых безразличия, которое называется картой кривых безразличия. Карта кривых безразличия - способ графического изображения функции полезности для некоторого конкретного потребителя (рис. 8.2). На рис. 8.2 показаны четыре кривые безразличия, образующие собой семейство - карту кривых безразличия. Наборы на кривых безразличия, более удаленных от начала координат, доставляют потребителю большую полезность, а поэтому предпочтительнее, чем наборы на менее удаленных кривых. На рис. 8.2 U4>U3>U2>U1.

Рис. 8.2. Карта кривых безразличия

Карта кривых безразличия дает представление о вкусах конкретного потребителя, поскольку иллюстрирует норму замещения двух благ при любых уровнях потребления данных благ. Когда речь идет о том, что известны вкусы потребителей, то имеется в виду вся карта кривых безразличия, а не текущее соотношение единиц двух благ. На карте кривых безразличия каждая кривая объединяет точки с одинаковой полезностью.

Основным рабочим понятием ординалистской (порядковой) теории полезности считается предельная норма замещения MRS.

Предельная норма замещения (MRS) показывает, от какого количества единиц одного блага потребитель должен отказаться, чтобы приобрести дополнительную единицу другого блага. Иными словами, это соотношение предельной полезности двух благ.

ВСЕ УРОКИ ЭКОНОМИКИ
10 класс

УРОК № 12. ПРИЗНАКИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ

Цель урока: рассмотреть признаки рационального и нерационального поведения потребителя; продолжать развивать умение рассчитывать общую и предельную полезность; развивать любознательность и самостоятельность; воспитывать бережливость.

Основные понятия: рациональное поведение потребителя.

Тип урока: урок изучения нового материала.

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

1. Приведите примеры, когда один и тот же товар в различных ситуациях может иметь большую полезность и может быть вообще ненужным? (Лекарства)

2. Если одна семья утром пьет чай, а другая отдает предпочтение сокам, кто совершает рациональнее? (Обе семьи поступают рационально, ведь рациональность предполагает выбор того, что приносит личную выгоду каждому. Каждая семья, наверное, исходя из своих вкусов и ограниченных доходов, сделала рациональный выбор, при котором их выгоды превышают затраты.)

III . Изучение нового материала

На нашем уроке мы поговорим о рациональное поведение потребителя.

Принцип первый. Люди выбирают. Выбор всегда связан с затратами. Это означает, что каждый человек, делая выбор, всегда уступает чем-нибудь. Выбор на самом деле включает два действия. Когда доступны более чем одна альтернатива, выбираем одно и то же время отказываемся от другого. Старое высказывание «у меня нет выбора» просто не применим к экономическому анализу: альтернативы существуют всегда, поскольку незаменимых вещей нет! Однако иногда затраты, связанные с отказом от одной из альтернатив, настолько большие или настолько незначительны, что нам кажется, будто имеет место лишь одна альтернатива. Примером может служить выбор себе чего-нибудь на десерт, когда есть только две альтернативы: червивые яблоки и шоколадный торт. Расходы, связанные с отказом от червивых яблок, настолько незначительные, что представляется, будто есть лишь одна альтернатива - шоколадный торт.

В рыночной экономике выбор играет очень важную роль. Потребителям нужно выбирать, какие товары и услуги купить, имея в виду, что после принятия решения им придется отказаться от других товаров. Производитель должен определить, какие товары производить, причем производить эффективно. Если производитель будет принимать неправильные решения, он не сможет остаться в бизнесе.

Следует помнить, что использование ресурсов - это потеря. Используя ресурсы в одних целях, теряем возможность использовать их в других целях. Таким образом, в экономике необходимо всегда анализировать альтернативные издержки - затраты на производство товара, оцененные с точки зрения потерянной возможности использования тех же ресурсов в других целях. Альтернативные затраты в денежном выражении - это сумма альтернативных денежных расходов и неполученных денежных доходов.

Альтернативные издержки могут выступать как разница между доходом, который можно было бы получить при наиболее выгодного из всех альтернативных способов использования ресурсов, и реально полученной прибылью.

Понятие, что стало одним из основных в экономике (opportunity cost ), ввел Фридрих фон Визер (1851-1926 гг .). В переводе в литературе встречаются такие варианты: издержки альтернативных возможностей, издержки упущенных возможностей, альтернативная стоимость, альтернативные издержки. В основе выбора лежит закон Візера: действительная ценность какой-либо вещи - это недополученная полезность других вещей, которые могли быть произведены (приобретены) с помощью ресурсов, потраченных на производство (приобретение) определенной вещи.

Принцип второй. Люди ведут себя рационально. В любой час дня людям приходится выбирать. Что одеть? Учиться или пойти гулять? Найти работу или продолжать учиться? Независимо от возраста, благосостояния и места проживания, все люди должны делать выбор, и от выбора зависит как их собственная жизнь, так и жизни связанных с ними людей. Экономисты считают, что вся хозяйственная деятельность населения, частных компаний и государства имеет в своей основе частные решения отдельных людей. Когда нам понятно, как и почему происходит выбор, тогда мы близки к пониманию и предсказания экономических явлений.

Конечно, не каждый сделает тот же выбор, что и другой, ведь у людей разные ценности. Другими словами, у каждого свой выбор, но выбирать приходится всем. Объединяет всех людей рациональное поведение, связанное с выбором альтернатив. Такое поведение называют экономической: люди выбирают вариант, который им представляется наилучшим, поскольку он несет в себе наименьшие издержки и наибольшие выгоды по сравнению с другими вариантами.

Таким образом, рациональное поведение проявляется в том, что люди принимают решение, чтобы получить наибольшее удовольствие или наиболее полно достичь собственных целей. Следовательно, потребители стараются тратить свои доходы рационально, чтобы получить наибольшую выгоду или удовольствие от товаров и услуг в пределах своих доходов.

Рациональное поведение означает, что люди будут осуществлять различный выбор, потому что их условия (ограничения) и имеющаяся информация отличаются. Вы, возможно, решили, что получите высшее образование, прежде чем искать место работы, а другой выпускник решил пойти работать сразу после окончания средней школы. Почему такой разный выбор? Ваши способности, очевидно, лучше, а доход ваших родителей больше, чем у вашего одноклассника. Вы, возможно, лучше информированы и глубже осознаете, что работники с высшим специальным образованием получают значительно более высокие доходы, а их рабочие места более стабильны, чем у работников с общим средним образованием. Итак, вы выбираете колледж, тогда как ваш одноклассник с меньшими способностями и финансовыми возможностями и хуже информированностью выбирает работу. Оба варианта выбора - рациональные, но основаны на различных возможностях и информации.

Безусловно, рациональные решения могут меняться, если меняются обстоятельства. Допустим, правительство решает, что подготовка работников с высшим специальным образованием является национальным приоритетом. В результате государство обеспечивает большую финансовую поддержку студентам. В этих новых условиях ваш одноклассник, возможно, после окончания средней школы выберет не работу, а обучение.

IV. Итог урока

Ученики делают выводы о рациональное поведение потребителя.

Рациональное поведение означает, что люди будут осуществлять различный выбор, потому что их возможности (ограничения) и имеющаяся информация отличаются.

Рациональное поведение проявляется в том, что люди принимают решение, чтобы получить наибольшее удовольствие или как можно полнее достичь собственных целей.

Настоящая ценность какой-либо вещи - это недополученная полезность других вещей, которые могли быть произведены (приобретены) с помощью ресурсов, потраченных на производство (приобретение) определенной вещи.

V. Домашнее задание

Подумайте над парадоксом Адама Смита: «Почему вода, которая так необходима, что без нее невозможна жизнь, имеет такую низкую цену, в то время как алмазы, которые совсем не нужны, имеют такую высокую цену?»


Зачет по теме «Инфляция» в рамках подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

1.Задание на раскрытие смысла понятий и их использование.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «инфляция»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах инфляции в зависимости от темпов, и одно предложение, раскрывающее любое последствие инфляции.

Ответ:

Смысл понятия: инфляция-это процесс обесценивания денег и снижения их покупательной способности, проявляющийся в росте общего уровня цен;

1.В зависимости от темпов инфляции условно различают инфляцию умеренную(ползучую),галопирующую, высокую и гиперинфляцию;

2.В условиях инфляции замедляется экономический рост, поскольку фирмам становится недоступно приобретение новой, более совершенной техники.

2.Задание на конкретизацию теоретических положений на примерах.

Инфляция осложняет деятельность производителей и потребителей в рыночной экономике. Проиллюстрируйте тремя примерами рациональное поведение потребителя в условиях значительной инфляции.

1)взятие денег в долг, так как в условиях инфляции должник всегда в выигрыше, ему придется возвращать более «дешевые деньги» по сравнению с теми, что он брал;

2)вложение сбережений в произведения искусства, то, что в меньшей степени подвержено обесцениванию;

3)приобретение участка земли, недвижимости;

4)вложение денег в собственный отдых, здоровье и т.д.

3.Задание по решению познавательных задач.

В мониторинге социально-экономического развития страны С. зафиксированы темпы инфляции и ее причины. В качестве одной из причин указан дефицит продуктов, образовавшийся из-за резкого сокращения импорта и увеличения экспорта некоторых товаров. Каковы иные возможные причины инфляции? (Укажите любые три из них.)

1)несбалансированность государственных расходов и доходов;

2)дефицит государственного бюджета;

3)изменение структуры рынка в XX веке (рынок стал олигополистическим,монополии обладают известной степенью власти над ценой, они заинтересованы в гонке цен);

4)рост цен требует для обращения еще большего количества денежных знаков, а каждая новая их порция ведет к новому росту цен;

5)рост расходов государства на финансирование общенациональных экономических и социальных программ (оборонная система, образование, экология, помощь безработным, содержание государственного аппарата) и т.д.

4.Задание на составление сложного плана по заданной теме.

Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Инфляция и ее опасность для экономики.

1)Инфляция –процесс обесценивания денег.

2)Основные источники появления инфляции:

А)повышение номинальной заработной платы, не обусловленное ростом производительности труда;

Б)увеличение цен на сырье и энергоносители;

В)увеличение налогов на производителя.

3) Инфляция спроса и инфляция предложения.

4)Основные виды инфляции:

А)по характеру протекания (открытая и скрытая);

Б)в зависимости от темпов роста (умеренная,галопирующая,гиперинфляция).

5)Последствия инфляции для экономики:

А)снижение занятости, расстройство всей системы регулирования экономики;

Б)обесценивание всего фонда накопления и кредитов;

В)обесценивание реальных доходов населения,сокращение текущего потребления;

Г)снижение инвестиций;

Д)потеря деньгами своей ценности.

6) Меры преодоления инфляции:

А)контроль за эмиссией денег, изъятие лишних денег;

Б)сокращение бюджетных расходов;

В)развитие производства,преодоление спада в экономике.

7.Специфика антиинфляционных мер в РФ.

5.Задание по написанию эссе.

«Инфляция каждому предоставляет возможность почувствовать себя миллионером» (А.Рогов).

В кодификаторе тем ЕГЭ по обществознанию есть тема за номером 2.16, которая как раз требует от ребят знание такой темы, как рациональное поведение потребителя: семьянина, собственника, работника, гражданина. Несмотря на то, что тема эта последняя, ее часто упускают из вида при подготовке к единому государственному экзамену, что непростительно. Поэтому сейчас ее разберем, как всегда с примерами.

Более того, в конце мы приведем примерный план, который можно составить на реальном егэ в задании второй части теста, который как раз требует его составление.

Принципы

Перед прочтением этой статьи, настоятельно рекомендую прошлую нашу статью в принципе. Под ним понимается система действий потребителя, которые направлены на удовлетворение его потребностей, с одной стороны, и на формирование спроса на товары и услуги, с другой.

В экономике считается, что любой человек на рынке ведет себя, исходя как из своих потребностей, так и из своих материальных возможностей. Кроме того, каждый из нас стремится уменьшить свои затраты и максимизировать, увеличить свою прибыль. Поэтому мы и гоняемся за вкусными ценами, предложениями на рынке. Именно поэтому популярны такие мероприятия, как черные пятницы.

Исходя из выше сказанного можно сформулировать принципы поведения потребителя на рынке:

  1. Рациональность. Мы, как правило делаем рациональные покупки, или по крайней мере объясняем себе, зачем мы покупаем ту или иную вещь. Тут, конечно, можно поспорить с экономической теорией и привести тучу примеров того, как люди покупают товары импульсивно, эмоционально. К примеру, отстояли бы вы двухдневную очередь за новым айфоном? Именно, что нужно стоять два дня. Нет? А вот есть сотни людей, которые с вами не согласятся.
  2. Осознание ограниченности ресурсов (денег). У большинства людей доход меньше, чем стоимость тех потребностей, которые они хотят удовлетворить. Это заставляет гоняться за сладкими предложениями.
  3. Системность предпочтений. У большинства людей потребности системны: одни касаются одежды, другие — жилья, третьи — пищи.
  4. Независимость от других субъектов на рынке. Каждый субъект на рынке независим. И поэтому каждый производитель пытается его убедить купить товар именно у него. Именно из-за суверенности потребителя существует маркетинг — наука привлечения и удержания клиентов.

Исходя из этих принципов, существуют конкретные примеры, модели поведения потребителей, которые условно можно назвать эффектами:

Эффект сноба — человек покупает те или иные вещи, чтобы подчеркнуть свой . Такие люди например, покупают только дорогие гаджеты, машины, одежду.

Эффект Веблена (по имени социолога Торстейна Веблена ) — люди покупают вещи, чтобы произвести впечатление. Например, какой-нибудь состоятельный человек покупает жирафа, или слона, или маленькую собачку, стоимостью несколько миллионов долларов.

Или например, известны траты наших, российских чиновников, которые умудряются покупать столовые и чайные ложки по 20 000 рублей то ли за штуку, то ли за набор. Чем вам не демонстративное поведение? Правда, что оно на самом деле означает, думаю, каждый сможет для себя прояснить.

Эффект большинства. " Как делают другие, так поступлю и я", — так думают такие люди. Ведь никто не хочет быть хуже других. Такое стадное чувство очень влияет на покупки, особенно среди детей. Да и среди взрослых прецедентов, я думаю, не меньше.

Эффект спекуляции, когда в условиях значительной инфляции люди покупают товары, ставшие дефицитными. К примеру, лет 10 назад, у нас в городе прошел слух, что гречневой крупы скоро не будет. Уж не знаю, кто такой слух распустил. И что вы думаете? Народ ломанулся скупать гречку. Разумеется это был слух. Но в условиях инфляции так может происходить.

Обещанное

Как мы и обещали, прилагаю план, как если бы эта тема была заявлена в задании второй части теста ЕГЭ, в котором требуется написать план на эту тему:

  1. Понятие рационального поведения потребителя

2. Типы поведения исходя из особенностей субъекта

  • Поведение семьянина
  • Поведение гражданина
  • Поведение собственника
  • Поведение потребителя

3. Основные принципы рационального поведения

  • Принцип рациональности
  • Принцип осознания ограниченности ресурсов (дохода)
  • Принцип потребностей
  • Принцип независимости

4. Основные виды поведения

  • Демонстративное
  • Консервативное
  • Спекулятивное
  • Социальное

5. Влияние потребительского поведение на формирование спроса на товары и услуги

На этом эту тему мы завершаем эту тему. Если будут вопросы, задавайте в комментах! Также вступайте в нашу группу Вконтакте, где самая ценная информация из первых рук о ЕГЭ.