Полезные инструменты

Фон для презентации по адаптивной физической культуре. Презентация на тему"адаптивная физическая культура"

Фон для презентации по адаптивной физической культуре. Презентация на тему

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Адаптивная физическая культура как интегративная наука. Основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры, ее цели и основные компоненты. Внедрение аксиологической личностно-ориентированной концепции отношения общества к инвалидам.

    контрольная работа , добавлен 16.06.2011

    Исследование отношения инвалидов к физической культуре. Анализ опыта работы Общественной организации Всероссийского общества инвалидов Еврейской Автономной Области г. Биробиджана по реабилитации инвалидов средствами адаптивной физической культуры.

    дипломная работа , добавлен 18.01.2011

    Сущность и содержание адаптивного физического воспитания. Принципы совершенствования и развития адаптивной физической культуры и спорта среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Современные проблемы и перспективы ее развития.

    реферат , добавлен 22.09.2015

    Адаптивная физическая культура для инвалидов как один из видов социальной реабилитации. Физическая активность среди инвалидов: теория, реальность и перспективы. Становление, развитие и проблемы паралимпийского спорта в России-Паралимпийское движение.

    реферат , добавлен 27.10.2007

    Влияние двигательной активности на здоровье и физическое развитие детей. Характеристика двигательной активности детей старшего дошкольного возраста. Роль физкультурного уголка в повышении двигательной активности детей. Требования к физкультурному уголку.

    реферат , добавлен 08.05.2009

    Основное направление интеграции научных знаний в сфере спорта и физической культуры. Процесс обучения двигательным действиям и развития физических качеств. Оценка оздоровительного эффекта двигательной активности человека. Значение авторских программ.

    реферат , добавлен 14.05.2014

    Предрасположенность к разным видам двигательной активности в связи с особенностями телосложения и типами темперамента. Виды утомления, его проявление при двигательной активности. Методика дозирования физических упражнений и развития силовых возможностей.

    Выполнение физических упражнений проводится только с разрешения врача. Уровень ФП оценивается по уровню развития физических качеств на основе анализа результатов выполнения следующих контрольных упражнений:

    Медицинский работник образовательного учреждения систематически, не реже 1 раза в месяц, посещает занятия физической культурой для оценки влияния нагрузки на функциональное состояние организма обучающихся.

    Скоростно-силовые способности: прыжок в длину с места (см). Проводится на нескользкой поверхности, на которой проводят линию и перпендикулярно к ней закрепляют сантиметровую ленту (рулетку). Обучающийся встает к линии, не касаясь ее носками, стопы слегка врозь параллельны, отводя руки назад, он сгибает ноги и, оттолкнувшись обеими ногами, сделав резкий взмах руками вперед, прыгает как можно дальше. Расстояние измеряется от линии до ближнего к ней касания ногами, засчитывается лучший результат из трех попыток; Общая выносливость: медленный бег в сочетании с ходьбой в течение шести минут (количество метров). Обучающийся выполняет упражнение в удобном для него темпе, переходя с бега на ходьбу и обратно в соответствии с его самочувствием. Упражнение выполняется на беговой дорожке стадиона или в спортивном зале образовательного учреждения. В забеге одновременно участвуют 6-8 человек. Результатом является расстояние, пройденное обучающимся. Для более точного подсчета беговую дорожку целесообразно разметить через каждые 10 м. Координация движений, ловкость, быстрота: броски и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния 1 метра от стены (количество раз за 30 секунд). На расстоянии 1 метра от стены проводится линия. Обучающийся встает к линии (одна нога впереди) и в течение 30 секунд в максимальном темпе выполняет броски и ловлю теннисного мяча. Броски выполняются одной рукой, ловля – двумя руками. Засчитывается количество пойманных мячей.

    Cлайд 1

    Cлайд 2

    Коррекционные цели и задачи адаптивной физической культуры Цель: направлена на восстановление, замещение и компенсацию нарушенных функций, совершенствование мышечно-суставного чувства, развитие самостоятельного и качественного выполнения двигательных действий, максимальное возможное уменьшение степени ограничений жизнедеятельности, подготовка к социальной интеграции. Задачи: 1). Достижение соответствующего возрасту уровня физической подготовленности, развития физических качеств, ориентировки в пространстве и координации движений и др.; 2). Применение специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, развивающих зрение и зрительно-двигательную ориентировку; 3). Преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями; 4). Активизация и упражнение зрительных функций в тесной взаимосвязи с лечебно-восстановительной работой.

    Cлайд 3

    Особенности физического развития детей, имеющих зрительную патологию Отклонения выражаются в отставании в росте и массе тела, жизненной емкости легких, объеме грудной клетки, в значительном ослаблении мышц, в нарушении осанки, позы, искривлении позвоночника, плоскостопии. Снижается двигательная активность, что отрицательно сказывается на формировании двигательного анализатора. Типичные нарушения движений тесно связаны с особенностями их психического и интеллектуального развития. Такие недостатки ярче всего проявляются в тех двигательных действиях, которые требуют значительного нервного напряжения и умственной работы. Нарушения развития моторики обнаруживаются, прежде всего, при выполнении дифференцированных и точных движений. Зрительные нарушения отрицательно сказываются на развитии быстроты движения. Выраженное отставание отмечается в беге, прыжках с места, координации точности движений, причем на всех этапах развития, что связано с пространственно-ориентировочной недостаточностью. Движения у детей с нарушением зрения замедлены, угловаты, неловки и неритмичны. Мимика и жестикуляция отличаются бедностью, однообразием и невыразительностью. Таблица 3

    Cлайд 4

    Педагогические особенности физического воспитания детей с нарушением зрения. Физическое воспитание детей с нарушением зрения так же направлено на улучшение деятельности всех органов и систем, укрепление здоровья и формирование двигательных качеств. Достигается это путем организации коррекционно-направленных занятий, предусматривающих развитие пространственно-ориентировочной деятельности, двигательной сферы, способности ощущать и оценивать быстроту движений, их амплитуду, степень напряженности и расслабления мышц, что является основной частью адаптивной физической культуры.

    Cлайд 5

    Общие реабилитационно-педагогические методы (Беккер К.Л., 1975) Стимуляция – метод систематического применения отличных от нормы форм деятельности для всестороннего развития личности; компенсация – метод формирования заменителей; коррекция – метод устранения нарушений; активизация – метод устранения задержек и приближения отклонений к норме; подкрепление – метод сохранения достигнутого уровня. Методы, применяемые в ДОУ IV вида: подачу материала малыми порциями; максимальную расчлененность и развернутость сложных понятий и действий; постоянную опору на чувственный опыт; руководство действиями учащихся до совместного выполнения их педагогом и воспитанником. В процессе АФК необходим индивидуальный и дифференцированный подход к детям, учитывающий клинические формы и характер нарушений зрения, аномалии развития, тяжесть зрительной патологии, а также систематический контроль за динамикой физического развития и двигательных способностей воспитанников, степенью исправления двигательных нарушений.

    Cлайд 6

    Обучение и воспитание двигательных качеств базируется на системе методических принципов. Принцип доступности требует соблюдения следующих правил: а) знать возрастные особенности занимающихся детей; б) изучать и учитывать индивидуальные особенности занимающихся детей; в)соблюдать правило: «от простого к сложному, от известного к неизвестному». Принцип наглядности обеспечивается демонстрацией отдельных упражнений при технике отдельных элементов в возможно более совершенном исполнении. Правила: а) определить, какая педагогическая задача должна быть решена средствами наглядности; б) организовать восприятие движений с помощью разных органов чувств; в) применяя средства наглядности, учитывать зрительные возможности детей, их предыдущий двигательный опыт и знание занимающихся физическими упражнениями; г) использовать непосредственную и опосредованную демонстрацию как средство исправления двигательных ошибок у детей. Принцип систематичности. При систематических занятиях дети с нарушением зрения достаточно эффективно осваивают навыки, а также получают оптимальную, функциональную подготовку.

    Cлайд 7

    Принцип прочности. Правила: а) не переходить к изучению нового упражнения, пока не будут основательно освоено старое; б) включать в занятие ранее изученные упражнения в новых сочетаниях и вариантах; в) повышать интенсивность и длительность выполнения освоенных упражнений; г) систематически вести учет физической подготовленности и оценивать достижения детей, проводить контрольные занятия, соревнования и выступления. Принцип дифференциально-интегральных оптимумов. Применение физических нагрузок различного содержания в профилактических и коррекционных целях должно строиться на основе глубокого знания специалистом функционального состояния зрительного аппарата, нервно-мышечной системы, учитывать клинические формы и характер нарушений зрения, аномалий развития, тяжесть зрительной патологии, а также динамику физического развития и двигательных способностей детей. Знание закономерностей функционирования и развития в условиях двигательной деятельности обеспечит применение оптимальных, локальных и интегральных физических нагрузок.

    Cлайд 8

    «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия» (ВОЗ). Для того чтобы снизить заболеваемость в дошкольных учреждениях и сохранить здоровье детей, в качестве первоочередных мер, необходимо: Повысить квалификацию педагогов в вопросах культуры здоровья. Нормализовать учебную нагрузку с учетом физиологических требований СанПина. Активнее вовлекать родителей и общественность в дело повышения здоровья воспитанников. Повысить двигательную активность детей на занятиях по физическому воспитанию и в самостоятельной деятельности. На всех занятиях проводить физкультминутки, в которые вводить элементы лечебной физкультуры. Необходимо вести систематическую работу по профилактике близорукости. Обучать детей, педагогов, родителей здоровому образу жизни. Активизировать работу психолога детского сада. Задача специалистов ДОУ - сформировать культуру здорового образа жизни и гармонично развитого человека у детей.

    Cлайд 9

    При офтальмологическом обследовании воспитанников с целью определения группы физической подготовки: Остроту зрения монокулярно и бинокулярно без коррекции и с оптимальной коррекцией. Рефракцию (в пограничных случаях в условиях атропиновой циклоплегии). Состояние бинокулярного зрения с помощью цвето-теста. Состояние защитного аппарата, сред и глазного дна. При показаниях проводят дополнительные исследования: поле зрения, биомикроскопию, ультразвуковую биометрию, КЧСМ, тонометрию.

    Cлайд 10

    Использование оптической коррекции на занятиях АФК При оценке пригодности ребенка к занятиям физической культурой ключевым вопросом является возможность пользования оптической коррекцией. В большинстве случаев АФК могут допускаться очки (желательно с пластмассовыми линзами, гибкими проволочными заушниками и резинкой, охватывающей затылок) или контактные линзы. Чаще всего дети с близорукостью выключаются из общей физической подготовки, что недопустимо, так как именно АФК является одним из мощных факторов профилактики близорукости, ее прогрессирования и осложнений. При близорукости основным фактором, определяющим решением не допуска к занятиям является наличие осложнений: кровоизлияний в глазу, центральной или периферической витреохориоретинальной дистрофии, отслойки сетчатки и др. При обострениях воспалительных заболеваний, прогрессирующем снижении зрительных функций необходимо постараться выяснить, связано ли ухудшение с занятиями физической культурой и при наличии малейшего подозрения на такое влияние, занятия следует отменить.

    Cлайд 11

    Тест по ЗДПО с «гусеницей-пирамидкой». Дополнительно в ДОУ IV вида тифлопедагогами проводится тест по ЗДПО два раза в год (сентябрь, май), позволяющий объединить большое количество оценочных методик по развитию зрительно-двигательных функций и ориентировке в пространстве. ЗДПО – это такая ориентировка, в которой функции зрения играют существенную роль в координированном движении, а значит, при ее проведении можно ясно увидеть и достоверно констатировать трудности действий ребенка в трехмерном пространстве. Это возможно, если соединить воедино движение в пространстве и развитие зрительного анализатора. по ЗДПО с «гусеницей-пирамидкой».

    Cлайд 12

    Протокол результатов по ЗДПО с «гусеницей-пирамидкой». ГОУ № 724 Группа № 4 (младшая) Возраст детей 3 – 4 года Дата проведения ___________г.

    Cлайд 13

    Адаптивная физическая культура как средство реабилитации детей с нарушением зрения. «... зрячий избалован зрением в деле познания формы, величины, положения и передвижения окружающих его предметов, поэтому он не развивает дра гоценной способности руки давать ему те же самые показания, а слепой к этому вынужден», - писал великий физиолог И.М. Сеченов.

    Cлайд 14

    Организационно-методические рекомендации обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения Занятия АФК являются необходимой составной частью превентивных, реабилитационных и лечебных мероприятий для детей с поражением зрения. Представляется очевидным, что значение физкультурных занятий для детей с нарушением зрения даже более важно и необходимо, чем для лиц с нормальным зрением. Офтальмологические рекомендации для детей, имеющих зрительную патологию, должны ориентировать педагогов на допустимость определенных видов нагрузки, а не на какой-либо конкретный вид двигательной деятельности с учетом направленности коррекционно-образовательного процесса. Непременное условие для занятий физической культурой детей с нарушением зрения - это четкое определение противопоказаний, систематический врачебный контроль за состоянием органа зрения.

    Cлайд 15

    Техника безопасности на занятиях физической культурой в ДОУ и организации медицинского контроля 1. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ 1. Любая деятельность, а особенно физическая, может осуществляться лишь под непосредственным контролем и наблюдением со стороны взрослого. 2. В спортивном зале и на спортивной площадке должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей: а) все оборудование: гимнастическая стенка, комплексы, лесенки должны быть надежно закреплены; всевозможное оборудование, пособия, предметы убранства должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности и устойчивости, исключающей возможность падения; б) инвентарь, используемый детьми, необходимо располагать на высоте, не превышающей уровня их груди. 3. Помещение, в котором организуется физкультурная деятельность, должно быть чистым, светлым, хорошо проветриваемым. Освещенность должна соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам. 4. Запрещается перенос детьми тяжестей весом более 2-2,5кг. (для ребенка старшего дошкольного возраста). .

    Cлайд 16

    2. ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ И МАТЕРИАЛАМ 1. Оборудование, которым пользуются дети, должно по своим размерам соответствовать их возрастным показателям. 2. В пользование детям даются только исправные и безопасные предметы. 3. Запрещается использование в работе оборудования и инвентаря, предназначенных для взрослых; нецелесообразно, педагогически неоправданно и опасно применение предметов, выпускаемых промышленностью для игровой деятельности детей. 4. Все оборудование и инструменты должны быть аккуратно, удобно и рационально размещены, содержаться в чистом, исправном состоянии. Все колющие, режущие предметы должны храниться в недоступном для детей месте.

    Cлайд 17

    3. ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ В ДЕТСКОМ САДУ 1. Врачебный контроль осуществляется медицинским персоналом детского сада. Основная задача врачебного контроля заключается в содействии укреплению здоровья детей, совершенствованию физического и нервно-психического развития. 2. Медицинский контроль включает: а) врачебные обследования, оценку состояния здоровья, физического развития детей в процессе занятий; б) медико-педагогические наблюдения за проведением различных форм физического воспитания, контроль за содержанием, методикой проведения физкультурного занятия, соответствия возрастным возможностям детей; в) санитарный надзор за местами проведения занятий, закаливающих мероприятий, за гигиеническим состоянием оборудования, инвентаря, а также костюма и обуви занимающихся; г) санитарно-просветительную работу среди персонала и родителей дошкольного учреждения. Организация медицинского контроля предусматривает совместную работу медицинской сестры, заведующего, старшего воспитателя. 3. Врачебное обследование и оценка состояния здоровья детей осуществляются врачом при ежегодных углубленных медицинских осмотрах. Для более точной оценки необходимо иметь характеристику развития движений каждого ребенка. Оценка состояния здоровья дается на момент обследования.

    Cлайд 18

    Группы здоровья ПЕРВАЯ ГРУППА - объединяет здоровых детей, не имеющих отклонений в развитии по всем выбранным для оценки признакам здоровья, не болевших или редко болевших в период наблюдения. ВТОРАЯ ГРУППА - здоровые дети, имеющие биологический или социальный анализ, некоторые функциональные изменения. ТРЕТЬЯ ГРУППА - объединяет больных детей с наличием хронических заболеваний. ЧЕТВЕРТАЯ ГРУППА - дети с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации. ПЯТАЯ ГРУППА - дети, больные тяжелыми хроническими заболеваниями, с тяжелыми врожденными пороками развития.

    Cлайд 19

    Медико-педагогические наблюдения включают оценку соответствия содержания и методики проведения различных форм физического воспитания возрастным и функциональным возможностям детей. Врач, медицинская сестра, заведующий, старший воспитатель осуществляя медико-педагогический контроль, должны предварительно познакомиться с конспектом, составленным воспитателем. Для оценки правильности построения физкультурного занятия следует пользоваться методом индивидуального хронометража. При проведении хронометража определяется также двигательная активность детей, общая и моторная плотность занятия. При определении общей плотности занятия учитывается время, затрачиваемое на выполнение движений, показ и объяснения воспитателя, перестроения, расстановку, уборку спортивного инвентаря, за вычетом времени, затраченного на простои детей, неоправданные ожидания, восстановление нарушенной дисциплины. Общая плотность представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах. Общая плотность должна составлять не менее 80-90%. Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затраченного ребенком на выполнение движений, ко времени всего занятия, выраженным в процентах. При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 70-85%. При медико-педагогическом контроле важное место должно быть уделено наблюдениям за осуществлением общего двигательного режима в детском учреждении. Двигательный режим включает всю динамическую деятельность детей, как организованные формы работы, так и самостоятельную двигательную деятельность. Общий двигательный режим должен являться средством укрепления здоровья детей.

    Cлайд 20

    Двигательный режим ГОУ д/с № 724 компенсирующего вида для всех возрастных групп № Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня II-я младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа 1 Самостоятельная двигательная деятельность в помещении д/с и на прогулке (утро/вечер). Ежедневно Характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей. 2 Утренняя гимнастика. 6 мин. 8 мин. 10 мин. 12 мин. 3 Коррекционная глазная гимнастика (2 раза в день). 1 мин. 1,5 мин. 3 мин. 3 мин. 4 Физкультурные занятия (3 раза в неделю: 2 занятия в физкультурном зале и 1 занятие на улице). 15 мин. 20 мин. 25 мин. 30 мин. 5 Музыкальные занятия (2 занятия в неделю в музы-кальном зале). 15 мин. 20 мин. 25 мин. 30 мин. 6 Двигательная разминка (до 10 мин.). Физкультминутка. 1 мин. 2 мин. 3 мин. 3 мин. 7 Упражнения для глаз на снятие зрительного утомления. 1 мин. 2 мин. 3 мин. 3 мин. 8 Подвижные игры и физические упражнения на прогулке. Игры и упражнения на развитие ЗДПО. 6мин. 8 мин. 10 мин. 12 мин. 9 Физические упражнения после дневного сна. 6 мин. 8 мин. 10 мин. 12 мин. 10 Корригирующая гимнастика на развитие м/м рук и проф.плоскостопия (2 р/день). 1,5 мин. 3 мин. 5 мин. 7 мин. Двигательная активность детей за неделю в организационных формах деятельности: 4ч. 6ч. 25 мин. 8ч. 10 мин. 9ч. 50 мин.

    Cлайд 21

    Организация физического воспитания детей в семье и ДОУ Чрезвычайно важна в воспитании детей роль здорового образа жизни семьи. Элементарные знания о слагаемых здорового образа жизни (рациональное питание, соблюдение режима труда и отдыха, достаточная двигательная активность, использование закаливающих средств, умение правильно, без нервного напряжения организовать своё поведение) доступны уже самым маленьким детям. На конкретных примерах надо убеждать родителей, что любой ребёнок, даже родившийся ослабленным, может и должен стать физически крепким, гармонически развитым, если приложить к этому усилия. Такое построение работы требует от педагогов постоянного самообразования и самосовершенствования.

    Cлайд 22

    Классификация упражнений и игр для коррекции нарушений зрительной функции у детей с косоглазием и амблиопией Цель: непрерывное слежение глазами за движениями предметов. Забрасывание мяча в кольцо. Метание в цель. «Следи за маятником». «Подбрось кольцо и поймай». Слежение за мигающими лампочками на световом линейном табло (справа – налево; слева – направо; снизу – вверх; сверху – вниз). «Настольный баскетбол». «Настольный теннис». Прокатывание мяча в ограниченном пространстве. Кольцеброс. Цель: расслабить конвергенцию, развивать направление взора ребенка вдаль и вверх (сходящиеся косоглазие). Зажги фонарик. Подбрось вверх воздушный шар. Найди шар (большой, маленький). Подбрось мяч и поймай. Кто дальше бросит предмет. Достань предмет. Чей мяч?

    Cлайд 23

    Цель: усилить аккомодацию, развивать направление взора вблизь и вниз (расходящиеся косоглазие). Построй пирамидку. Мяч об пол. Составь рисунок на полу. Игры «Ближе – дальше». Прокатывание мяча друг другу. Перенеси предмет. Кто больше соберет Цель: закрепить бинокулярное зрение, выработать стереоскопическое видение. Попади в ворота. Сбей кеглю. Набрось кольцо. Надень шарики на стержень. Городки. Игра «Кольцеброс» (напольный, настольный).

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Презентация Адаптивная физкультура и её роль в жизни человека Робкина Наталья Николаевна, Учитель физической культуры МОУ СОШ№10,г.Люберцы.

    2 слайд

    Описание слайда:

    Адаптивная физическая культура (сокр. АФК) - это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества. Адаптивная - это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

    3 слайд

    Описание слайда:

    Человек с ограниченными возможностями Индивидуальный адаптационный потенциал Общие механизмы адаптации Качество жизни

    4 слайд

    Описание слайда:

    У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует: Осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека; Способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни; Компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных; Способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок; Потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни; Осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества; Желание улучшать свои личностные качества; Стремление к повышению умственной и физической работоспособности.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Цели и задачи адаптивной физической культуры: Цель АФК как вида ФК – максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, за обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимально возможной самоактуализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта. Задачи, решаемые в АФК, должны ставиться исходя из конкретных потребностей каждого человека; приоритет тех или иных задач во многом обусловливаются компонентом (видом) АФК, учебным материалом, материально-техническим обеспечением образовательного процесса и другими факторами.

    6 слайд

    Описание слайда:

    Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры: Адаптивное физическое воспитание (образование) Адаптивный спорт Адаптивная двигательная реакция Адаптивная физическая реабилитация Креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные практики АФК Экстремальные виды двигательной активности

    7 слайд

    Описание слайда:

    Функции адаптивной физической культуры: Выделяют следующие группы функций: педагогические, свойственные только ей и реализуемые в процессе занятий ФУ, и социальные как результат совместной деятельности с другими социальными институтами (учреждениями соцзащиты, специального образования, медико-психолого-педагогической помощи, родителями и др.). При этом выбраны не все известные функции, а лишь те, которые имеют приоритетное значение данной категории лиц.

    8 слайд

    Описание слайда:

    Принципы адаптивной физической культуры: Социальные принципы отражают педагогические детерминанты культурного и духовного развития личности и общества в целом, включая инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями, а также существующие противоречия. Общеметодические принципы. Процесс неспециального физкультурного образования лиц с ограниченными возможностями и инвалидов подчинен общим дидактическим закономерностям, которые одинаково важны для решения задач, воспитания, обучения, развития личности. Успех педагогической деятельности определяется ни только нравственными, правовыми, этическими категориями, но главное – профессиональной компетентностью, научной обоснованностью учебных программ, особенно авторских, которые часто используются в практике АФК. Специально-методические принципы – это принципы АФК на основе интеграции принципов смежных дисциплин и законов онтогенетического развития. Доминирующим является теоретические концепции специалистов и ученых в области специальной психологии, специальной педагогики и ее разделов: тифлопедагогики, олигофренопедагогики, сурдопедагогики, логопедии.

    Адаптивная физическая культура (сокр. АФК) это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни. реабилитацию адаптацию Броварник Ольга Васильевна, учитель ГБСКОУ школа 13 Санкт-Петербург


    Адаптивная это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. здоровья Основным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности. физической культуры Впервые в Санкт-Петербургской Академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта открылся факультет адаптивной физической культуры, задачей которого является подготовка высококвалифицированных специалистом для работы в сфере физической культуры


    У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует: осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека; способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни; способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок; потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни; осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества; желание улучшать свои личностные качества; стремление к повышению умственной и физической работоспособности. Задачи АФК:


    Заключается в содействии формированию у учащихся знаний, умений и навыков по адаптивной физической культуре. Так, в процессе занятий необходимо информировать занимающихся о том, какое значение имеет систематическое выполнение физических упражнений в жизни человека (оздоровительное и прикладное), какие бывают виды упражнений, о технике их выполнения, о нормативах, о гигиенических особенностях выполнения некоторых из них и многое другое. Основные функции учителя адаптивной физической культуры заключается в том, что наряду с познавательными способностями у занимающихся тем или иным видом, необходимо развивать интеллектуальные способности, способствующие быстроте и точности ориентации в получаемой информации связана с организацией: уроков АФК; физкультминуток (физкультпауз) и семинаров по их проведению с учителями начальной школы и учителями- предметниками; подвижных игр на динамических переменах; спортивных часов в группах продленного дня; спортивно-физкультурных праздников школы; прогулок и туристских походов направлена на воспитание личностных качеств учащихся Это чувства коллективизма, трудолюбия, смелости, целеустремленности, ответственности, дисциплинированности и др. Воспитанию их способствует само содержание занятий по АФК и педагогическое мастерство учителя АФК: владение методами убеждения, умения использовать воспитательную силу личного примера, а также использовать метод практического приучения, который обеспечивает выработку конкретных навыков поведения, положительных привычек в общении с окружающими Образовательная Развивающая Организаторская Воспитательная


    Основные педагогические принципы работы с детьми, имеющими нарушения в раз витии Единство диагностики и коррекции. Принцип дифференциации (объединение детей в относительно однородные группы) и индивидуализации (учет особенностей, присущих одному человек) Принцип учета возрастных особенностей Принцип адекватности педагогических воздействий (решение коррекционно- развивающих, лечебно-восстановительных задач, подбор средств, методов, методических приемов) Принцип оптимальности педагогических воздействий (разумно сбалансированная величина психофизической нагрузки) Принцип вариативности (бесконечное многообразие не только физических упражнений, но и условий их выполнения, способов регулирования эмоционального состояния) Принцип приоритетной роли микросоциума состоит в единстве коррекционной работы с ребенком и его окружением, прежде всего с родителями


    Формы организации адаптивной физической культуры с детьми Адаптивное физическое воспитание наиболее организованный вид адаптивной физической культуры Формы организации занятий физическими упражнениями чрезвычайно разнообразны, они могут быть систематическими (уроки физической культуры, утренняя гимнастика), эпизодическими (загородная прогулка, катание на санках), индивидуальными и массовыми, соревновательными и игровыми. Одни формы занятий организуются и проводятся специалистами АФК, другие общественными организациями, третьи родителями, волонтерами, студентами. Цель всех форм организации расширение двигательной активности детей, приобщение их к доступной спортивной деятельности, интересному досугу, развитие собственной активности, формирование здорового образа жизни, физкультурное и спортивное воспитание. Адаптивная физическая рекреация осуществляется в процессе внеурочных и внешкольных занятий. Рекреативные занятия имеют две формы: в режиме дня и внеклассную. В режиме дня они представлены в виде: утренней гимнастики (до уроков); организованных игр на переменах; спортивного»-часа (после уроков). Внеклассные занятия оздоровительные занятия в школе (в группах общей физической подготовки, группах подвижных и спортивных игр и других формах) Адаптивный спорт имеет два направления: оздоровительный спорт и спорт высших достижений. Первое реализуется в школе как внеклассные занятия в секциях по избранному виду спорта (настольный теннис, гимнастика, аэробика, танцы, легкая атлетика и др.). Второе направление реализуется в системе Паралимпийского движения Физическая реабилитация в условиях образовательных учреждений реализуется в двух формах: уроки ЛФК в школе; занятия ЛФК в лечебных учреждениях


    МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ Методические рекомендации Методические рекомендации рекомендованы экспертным советом Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации для использования в образовательном процессе общеобразовательных учреждений (2012 г) Для занятий физической культурой обучающиеся распределяются на 4 медицинские группы К основной медицинской группе для занятий физической культурой относят обучающихся без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья К подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой относят обучающихся: с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, часто болеющих, после перенесенных заболеваний и травм К специальной медицинской группе «А» (оздоровительной) и группе «Б» (реабилитационной) для занятий физической культурой относят обучающихся с выраженными отклонениями в состоянии здоровья.


    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ Занятия физической культурой обучающихся основной медицинской группы проводятся в соответствии с учебными программами физического воспитания в полном объеме; разрешено посещение спортивных секций, кружков, участие в соревнованиях, подготовка и сдача нормативов ФП соответственно возрасту, сдача практической части экзамена по предмету «Физическая культура». Занятия физической культурой обучающихся подготовительной медицинской группы проводятся в соответствии с учебными программами физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных умений и навыков, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований. При отсутствии противопоказаний с разрешения врача может проводится подготовка и сдача нормативов ФП соответственно возрасту, посещение спортивных секций со значительным снижением интенсивности и объема физических нагрузок. Занятия физической культурой обучающихся специальной медицинской группы «А» проводятся в соответствии с программами физического воспитания обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья. Занятия физической культурой обучающихся специальной медицинской группы «Б» проводятся в медицинском учреждении (детская поликлиника, врачебно-физкультурный диспансер и др.).


    Медицинские противопоказания к выполнению физических упражнений Допуск обучающихся к занятиям физической культурой. Перед началом занятия физической культурой преподавателю следует проконтролировать самочувствие обучающихся. Не разрешается допускать к занятиям физической культурой обучающихся при: наличии жалоб на боли различной локализации, головокружение, тошноту, слабость; остром периоде заболевания (повышение температуры тела, озноб, катаральные явления и др.); травматическом повреждении органов и тканей организма (острый период): ушиб, рана, растяжение, гематома и др.; опасности кровотечения (носовое кровотечение в день занятия, состояние после удаления зуба, менструальный период); выраженном нарушении носового дыхания; выраженной тахикардии или брадикардии (с учетом возрастно-половых нормативов). Приведенные выше противопоказания относятся к обучающимся всех медицинских групп для занятий физической культурой и чаще всего носят временный характер. Противопоказания и ограничения к выполнению физических упражнений. При проведении занятий физической культурой преподавателю следует обращать особое внимание и проявлять повышенную осторожность при использовании физических упражнений, потенциально опасных и вредных для здоровья детей. При наличии заболевания следует строго дозировать физическую нагрузку и исключить физические упражнения, противопоказанные к их выполнению по состоянию здоровья.


    Физические упражнения, выполнение которых оказывает потенциально опасное воздействие на здоровье детей Кувырки через голову вперед и назад Упражнение «мостик» Стойка на голове, на руках. Упражнение «березка», «плуг» – из исходного положения (далее – и.п.) лежа на спине поднимание выпрямленных ног и опускание их за голову Высокоамплитудные и (или) резкие движения головой: круговые движения, повороты в стороны, наклоны, особенно запрокидывание головы назад Высокоамплитудные и (или) резкие движения туловища (круговые, наклоны), особенно с отягощением (утяжеленный мяч, гантели) Глубокий прогиб туловища назад, в том числе из и.п. лежа на животе: упражнения «качалка», «лодочка», «лук». Висы без опоры, подтягивание на перекладине и др. спортивных снарядах. Лазанье по канату Высокоамплитудные и (или) резкие маховые движения ногой, особенно махи назад с прогибом туловища из и.п. сидя с опорой на голени и кисти Многократно повторяющееся в быстром темпе одновременное поднимание выпрямленных ног из и.п. лежа на спине Многократно повторяющийся в быстром темпе подъем туловища из положения лежа на спине в положение сидя, особенно при фиксации выпрямленных ног и из и.п. сидя на скамейке опускание и поднимание туловища с глубоким прогибом назад Высокоамплитудные и (или) резкие повороты туловища (скручивающие) из разных и.п., в том числе из и.п. лежа на спине опускание согнутых ног вправо-влево до касания пола Упражнения: - «удержать угол» - «ножницы» Глубокий выпад с сильным сгибанием в коленном суставе, сед в «полушпагат» Бег в быстром темпе, особенно на средние и длинные дистанции Прыжки в быстром темпе продолжительное время (особенно асимметричные, с поворотами); спрыгивание на твердую поверхность Прыжки через спортивные снаряды (через коня, козла)


    Медицинская группа для занятий физической культурой каждого обучающегося вносится в «Листок здоровья» классного журнала. Второй экземпляр «Листка здоровья» должен быть передан преподавателю физической культурой. При организации занятий обучающихся специальной медицинской группы «А» следует учитывать их возраст и формы заболевания. Рекомендуется выделять следующие подгруппы: - обучающиеся с заболеваниями органов кровообращения, дыхания, нервной и эндокринной системы; - заболеваниями органов пищеварения и мочевыделительной системы; - заболеваниями костно-мышечной системы и органов зрения. Целесообразно комплектовать медицинские группы по классам (I-II, III-IV, V-VIII, IX-XI). При недостаточном количестве обучающихся следует объединять учеников трех- четырех классов (I-IV, V-VIII, IX-XI). Наполняемость специальной медицинской группы «А» может составлять детей. При положительной динамике показателей возможен перевод из специальной медицинской группы «А» в подготовительную и из подготовительной медицинской группы в основную. Особенности методики физического воспитания обучающихся специальной медицинской группы «А».


    Основными задачами физического воспитания обучающихся специальной медицинской группы «А» являются: укрепление здоровья; повышение функциональных возможностей организма; постепенная адаптация организма к физическим нагрузкам; овладение комплексами упражнений, благотворно влияющих на состояние здоровья обучающегося с учетом заболеваний; развитие физических качеств и освоение жизненно важных двигательных умений и навыков; контроль дыхания при выполнении физических упражнений; обучение способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и ФП; формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой; формирование у обучающихся культуры здоровья. Физическое воспитание обучающихся специальной медицинской группы «А» представляет собой педагогический процесс, базирующийся на общепринятых принципах и методах обучения. Учитель физической культуры может решить стоящие перед ним задачи только в том случае, если будет вести занятия со строгим учетом структуры дефекта каждого ученика, со знанием всех его возможностей и недостатков. Учитель должен вести работу в контакте с врачом школы, знать все данные медицинских осмотров, а так же состояние учащегося на каждом уроке.


    Содержание и организационно-методические особенности построения урока физической культуры с обучающимися специальной медицинской группы «А». В физическом воспитании обучающихся специальной медицинской группы «А» применяются разнообразные формы организации занятий: уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, самостоятельные занятия физическими упражнениями по заданию учителя (выполнение комплекса оздоровительной и корригирующей гимнастики, пешие прогулки, катание на коньках и лыжах, игры малой интенсивности, посещение бассейна и др.). Основной формой занятий является урок. Каждый урок должен иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют содержание урока, выбор средств и методов обучения и воспитания, способов организации обучающихся специальной медицинской группы «А». На уроках решается комплекс взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.


    Уроки физической культурой с обучающимися специальной медицинской группы «А» должны быть направлены на укрепление здоровья, повышение физической работоспособности и функциональных возможностей организма, развитие физических качеств. Продолжительность урока составляет минут (в младших классах минут). Каждый урок включает подготовительную, основную и заключительную части. В отличие от урока физической культуры обучающихся основной медицинской группы продолжительность подготовительной и заключительной частей увеличивается, а основной – сокращается. Физические упражнения подбираются индивидуально в соответствии с показаниями и противопоказаниями при конкретных заболеваниях. Содержание и организационно-методические особенности построения урока физической культуры с обучающимися специальной медицинской группы «А». Наибольший оздоровительный эффект наблюдается при выполнении аэробных упражнений циклического характера, поэтому на каждом уроке рекомендуется выполнять дозированную ходьбу, медленный бег в сочетании с ходьбой или медленный бег, постепенно увеличивая их продолжительность от нескольких секунд на первых уроках до 6 мин. При этом ЧСС во время бега должна находиться в пределах уд/мин На каждом уроке физической культуры должны выполняться комплексы физических упражнений оздоровительной и корригирующей гимнастики с увеличением от урока к уроку количества повторений каждого упражнения от 4 до 12 раз. Комплексы физических упражнений должны содержать не менее 20 упражнений в следующем соотношении: общеразвивающие упражнения – 50 %; упражнения, направленные на профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата – 30 %; упражнения, направленные на профилактику и коррекцию нарушений органов зрения – 10 %; дыхательные упражнения – 10 %. На уроках обучающиеся должны освоить основные умения и навыки, входящие в программу по физической культуре для обучающихся специальной медицинской группы «А», а также научиться использовать данные самоконтроля для оценки своего здоровья.


    Физическая нагрузка регулируется учителем соответствующим подбором упражнений, изменением исходных положений, числом повторений, последовательностью. В отличие от программы общеобразовательной школы в разделы вносят общеразвивающие упражнения, дыхательную гимнастику, т.к. они способствуют коррекции нарушения дыхания. Упражнения для укрепления кистей рук - способствуют успешному овладению письмом. Упражнения для осанки - помогают ребенку правильно держать голову, свое тело сидя, стоя, при ходьбе и беге. В связи с затруднениями в пространственно-временной ситуации, нарушениями точности движений, включаются упражнения, направленные на коррекцию и развитие этих способностей (упражнения с гимнастическими палками, флажками, малыми и большими обручами, мячами). Для развития силы и ловкости, координации - упражнения в лазании и перелезании. Упражнения на равновесие способствуют развитию вестибулярного аппарата, выработке координации движений, ориентировке в пространстве, корректируют недостатки психической деятельности (страх, завышенная самооценка, боязнь высоты…..) Особое место уделяется метанию мяча (катанию), при выполнении которых развивается ловкость, глазомер, меткость, правильный захват.


    Оценивание и итоговая аттестация обучающихся специальной медицинской группы «А» Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкой их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических показателях, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены обучающемуся и родителям (законным представителям), выставляется положительная отметка. Положительная отметка должна быть выставлена обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков и умений, в развитии физических качеств, но регулярно посещал уроки, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастикой, необходимыми знаниями в области физической культуры. При выставлении текущей отметки необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижать достоинства обучающегося, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его на дальнейшие занятия физкультурой. Итоговая отметка по физической культуре обучающимся в специальной медицинской группы « А » выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность), динамики функционального состояния и ФП, а также прилежания.


    Оценка уровня физической подготовленности обучающихся Скоростно-силовые способности: прыжок в длину с места (см). Проводится на нескользкой поверхности, на которой проводят линию и перпендикулярно к ней закрепляют сантиметровую ленту (рулетку). Обучающийся встает к линии, не касаясь ее носками, стопы слегка врозь параллельны, отводя руки назад, он сгибает ноги и, оттолкнувшись обеими ногами, сделав резкий взмах руками вперед, прыгает как можно дальше. Расстояние измеряется от линии до ближнего к ней касания ногами, засчитывается лучший результат из трех попыток; Общая выносливость: медленный бег в сочетании с ходьбой в течение шести минут (количество метров). Обучающийся выполняет упражнение в удобном для него темпе, переходя с бега на ходьбу и обратно в соответствии с его самочувствием. Упражнение выполняется на беговой дорожке стадиона или в спортивном зале образовательного учреждения. В забеге одновременно участвуют 6-8 человек. Результатом является расстояние, пройденное обучающимся. Для более точного подсчета беговую дорожку целесообразно разметить через каждые 10 м. Координация движений, ловкость, быстрота: броски и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния 1 метра от стены (количество раз за 30 секунд). На расстоянии 1 метра от стены проводится линия. Обучающийся встает к линии (одна нога впереди) и в течение 30 секунд в максимальном темпе выполняет броски и ловлю теннисного мяча. Броски выполняются одной рукой, ловля – двумя руками. Засчитывается количество пойманных мячей. Выполнение физических упражнений проводится только с разрешения врача. Уровень ФП оценивается по уровню развития физических качеств на основе анализа результатов выполнения следующих контрольных упражнений: Медицинский работник образовательного учреждения систематически, не реже 1 раза в месяц, посещает занятия физической культурой для оценки влияния нагрузки на функциональное состояние организма обучающихся.


    Оценивание и итоговая аттестация обучающихся специальной медицинской группы «Б» Обучающиеся специальной медицинской группы « Б » на основании представленной справки установленного образца, выданной медицинским учреждением о прохождении курса ЛФК, оцениваются в образовательном учреждении по разделам: « Основы теоретических знаний » в виде устного опроса или написания рефератов, « Практические навыки и умения » в виде демонстрации комплексов ЛФК, освоенных согласно своему заболеванию в медицинских учреждениях, с последующей итоговой аттестацией по предмету « Физическая культура ». В аттестаты об основном общем образовании и среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре. Форма справки о прохождении курса ЛФК обучающимся специальной медицинской группы «Б» СПРАВКА _____ Выдана (Ф.И.) _______________________________________________________ Дата рождения _______________________________________________________ обучающемуся общеобразовательного учреждения _______________________ в том, что он(а) прошёл (прошла) _____________ курсов ___________ занятий лечебной физической культуры в _________________________________________________________________ название ЛПУ Подпись и личная печать лечащего врача________________________________ Подпись руководителя/заместителя ЛПУ ________________________________ дата выдачи справки_______________________круглая печать ЛПУ