Открытие бизнеса

Профессия учителя труд или призвание. Эссе " учитель - профессия или призвание"

Профессия учителя труд или призвание. Эссе

Учитель - это одна из самых сложных профессий в мире. Избравший путь педагога должен посвятить всего себя образованию, а иначе он не сможет воспитать в своих учениках любовь к познанию. Не каждый способен стать учителем, ведь для этого нужно не только получить образование, но и обладать неподдельной тягой к профессии.

Так что учитель - это, скорее, призвание, нежели специальность. Нужно всегда помнить об этом, и только осознав всю глубину этого высказывания, решить, а стоит ли вообще становиться педагогом.

Кто такой учитель?

Казалось бы, все знают, Ведь у нас всех был собственный учитель начальных классов, трудовик, физик и даже преподаватель ОБЖД. Так уж сложилось, что сейчас образование дается каждому, в независимости от его расы, пола и вероисповедания. И это, безусловно, хорошо, ведь без знаний мало чем отличается от своих далеких предков, бегавших с копьем за мамонтом.

Но каково это - быть учителем? Только представьте ту ответственность, что ложится на его плечи, ведь от его навыков преподавания зависит качество знаний. И если он не справится со своей задачей, то окажется, что его воспитанники не готовы к дальнейшим испытаниям.

Так что учитель - это, прежде всего, связующее звено, которое соединяет современную систему образования и разум учеников. Он, словно ювелир, создающий из неграненых камней произведения искусства, шаг за шагом превращает неопытных ребят в полноценных граждан.

Как стать педагогом?

Пускай учитель - это призвание, но без надлежащего диплома человека к школе и близко не подпустят. Поэтому оправданным является вопрос: «А где можно получить педагогическое образование?»

Что же, начнем по порядку:

  • В иерархии образовательной системы самыми первыми стоят педагогические колледжи. Здесь можно получить диплом воспитателя или учителя младших классов.
  • Среднее техническое образование отвечает за выпуск специалистов, которые ведут общеразвивающие предметы. Например, музыка, физкультура или специальное дошкольное воспитание.
  • ВУЗы - идеальное место для тех, кто хочет преподавать в школе. Помимо прочего, здесь также можно получить образование психолога. В целом выпускников делят на бакалавров и магистров, при этом вторая категория стоит на ступень выше и дает намного больше привилегий.
  • Завершающим этапом является аспирантура и докторантура. Получивший это звание человек имеет полное право преподавать в высших учебных заведениях, а также работать над различными исследованиями.

Недостатки профессии учитель

Но, прежде чем перейти к описанию достоинств этой профессии, следует остановиться на ее недостатках. Ведь как ни крути учитель - это работа, которая подойдет далеко не всем.

Самая большая опасность кроется в том, что учителя регулярно подвергаются эмоциональным встряскам. Непослушные ученики, перемены в образовательной системе, недовольные родители, необходимость в постоянном контроле над ситуацией - все это ведет к стрессу. И если педагог не научится подавлять его, то вскоре у него может появиться депрессия и отвращение к работе.

Еще одним минусом является низкая оплата труда. Так как учителя находятся на государственном обеспечении, довольно часто они испытывают на себе дефицит бюджета. Особенно остро эта проблема стоит в заведениях, которые расположены на территории небольших поселков и городов.

Преимущества этой профессии

Наверное, самым положительным моментом является возможность раскрыть свой потенциал. Ведь, работая учителем, человек постоянно самосовершенствуется. Каждый новый день будет непохожим на предыдущий, так как дети всегда найдут способ отличиться.

Да и условия труда весьма привлекательны. Будь то дождь, снег или холодный ветер - учитель всегда будет находиться в теплом помещении. Рабочий день определяется количеством отведенных уроков, а поэтому довольно часто колеблется в пределах 6-8 часов. Что уже говорить об отпуске, который всегда выпадает на летний период и длится полтора месяца.

Немаловажным фактором является и престиж. Ведь их работа служит на благо общества, следовательно, сам социум благодарен им за это.

Учитель начальных классов

В начальных классах вся ответственность за воспитание детей ложится на плечи их руководителя. Он у них и учитель языка, и математик, и даже психолог. Потому эта должность крайне важна в плане начального образования.

Именно эти педагоги дают детям базовые знания. Более того, именно они должны привить своим воспитанникам тягу к знаниям. Донести им то, насколько важна учеба, дабы в будущем достичь желаемых высот.

Гуманитарные и точные дисциплины

В целом педагогов можно разделить на три большие группы:

  • Общеразвивающие. Например, учитель музыки, рисования, физруки и так далее.
  • Гуманитарные. Русский язык, история, философия.
  • Точные. Учитель математики, физики, химии и тому подобное.

Избрав для себя путь в мире педагогики, человек должен будет следовать ему до конца. Ведь переподготовка займет много времени, если, конечно, это не смежные направления, например учитель русского языка и, скажем, преподаватель литературы.

Выбор места работы

Что касается места работы, то здесь все зависит от образования. Чем выше звание педагога, тем больше возможностей перед ним открыто.

Что касается оплаты, то здесь на первом месте стоят преподаватели, ведущие свою практику в частных и элитных школах. Затем идут педагоги в университетах и колледжах, затем работники школ и так далее. При этом многое зависит от самого предмета и количества отведенных часов.

Также в этой профессии есть возможность Скажем, тот же учитель математики или английского языка может подрабатывать репетитором. Более того, иногда подобная деятельность приносит куда больший доход, нежели основная работа.

Конкурс «Педагогическое вдохновение »

Просто так написать о работе с детьми не возможно, нужно поработать, почувствовать их душу, жить и быть с ними. Мое эссе как раз об этом.

Многому я научился у своих наставников,
еще большему - у своих товарищей,
но больше всего - у своих учеников.
Талмуд

Ежедневно, изо дня в день, из года в год, мы спешим на работу, по разным дорогам, разным направлениям, и редко задумываемся: «С чего всё началось? Что повлияло на выбор нашего жизненного пути?»

Я всегда знала, что моя жизнь будет связана с детьми. Еще с детства я мечтала учить детей, играть с ними, воспитывать их. В детстве я собирала вокруг себя подруг, и мы играли то в школу, то в детский сад. Не трудно догадаться, но педагогом, конечно же, была я. Кроме того, моя бабушка была 34 года учителем младших классов и оказала на мое воспитание существенное влияние, можно сказать предопределила мое будущее. И вот сейчас, имея уже образование и небольшой опыт, я могу сказать, что горжусь этой профессией.

Педагог - это даже не профессия, это образ жизни, хобби, увлечение. Наверное, это и есть моя дорога длиною в жизнь, зовущая и ведущая к бесконечной жизни в душах моих воспитанников.

Для понимания некоторых вещей я прибегаю к народной мудрости, и вот одна из этих мудростей гласит: «Плохой врач может забрать жизнь, а плохой педагог - искалечить душу». Не могу не согласиться с этими словами. Я осознаю огромную ответственность перед обществом и государством, а прежде всего перед детьми, их родителями, которые доверили мне самое дорогое, что у них есть.

Дети, приходящие в школу малы, доверчивы, беззащитны, и нам надо подняться до их детской философии, дотянуться до нее и прожить эту жизнь вместе с ними, ведь они уже личности, имеющие право на своё мировоззрение, своё миропонимание. Но как тяжело, а порою и невозможно это понять и принять взрослому человеку, который считает, что во всём прав он - взрослый.

Значит, главное предназначение человека, решившего посвятить себя «работе» с детьми, заключается в том, чтобы снова стать ребёнком, большим ребёнком. Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Взрослые тоже когда-то были детьми, но забыли об этом». Педагог должен смотреть на мир детскими глазами мудреца, раскрывать потенциал воспитанников, вводить их в окружающий мир, помогать каждому из них найти свой путь, учить преодолевать трудности и препятствия.

Я считаю, что профессия педагога призывает «сеять разумное, доброе, вечное», и я бы добавила - «совместное». А как и что прорастёт из посеянного?

В одной восточной мудрости говорится о том, что труд педагога можно сравнить с трудом садовника, который выращивает различные растения: «Одно растение любит солнечный свет, другое - прохладную тень. Одно растение любит берег ручья, другое - высохшую горную вершину, одно произрастает на песчаной почве, другое - на жирной, глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своём развитии».

Педагог должен найти подход к каждому ребёнку, с каждым подружиться, каждого понять, полюбить и принять таким, какой он есть. Только тогда откроется неповторимость и образ каждого из его воспитанников, и «зазвенят колокольчики в их душах».

Я хочу научить каждого ребенка жить в согласии с самим собой и окружающим миром, показать ему, как красив и приветлив мир, в котором мы все живём. Для этого в своей деятельности я руководствуюсь принципом «как можно больше сделать в школе вместе». Я стремлюсь воспитать в них взаимопонимание, человеколюбие, чтобы Добро, Истина, Любовь, Красота, Сострадание остались для них ценностями на всю жизнь.

Я получаю удовольствие от совместного времяпрепровождения. На занятиях открывать им новые знания, ведь, проведение урока для меня - это некое волшебство. Чтобы оно захватило и увлекло ребёнка, заставило его быть активным, я должна наполнить его не только познавательным содержанием, но и занимательным смыслом.

Ведущие виды деятельности сменяют другу друга по мере взросления, но неизменно приходятся по душе игра и внеклассная деятельность. Готовя детей к какому-то празднику, мы проводим много времени вместе, разрабатываем сценарии, разыгрываем их, готовим роли, костюмы. Огромное удовольствие мы получаем от подготовки к КВН, викторинам, муниципальным и республиканским конкурсам и соревнованиям.

У детей разного возраста, я заметила интересную особенность: в совместной деятельности дети бессознательно раскрывают себя, и нашему взору сразу видны семейные проблемы, проблемы в общении, или, наоборот, мы раскрываем таланты детей: кто-то прекрасно поет, а кто-то прекрасно танцует. Чаще всего дети раскрываются во внеклассной деятельности.

На первый взгляд может показаться, что эта работа забирает много времени и усилий, но, поверьте мне, все возвращается с избытком. Когда ты видишь, что ребенок, который еще вчера боялся сцены, сегодня превосходно декламирует стихи или ведет школьное мероприятие, а, наоборот, раскованный произвольно контролирует свое поведение, соблюдает нормы поведения, помнит правила этики, - чувствуешь себя вознагражденным самыми высокими наградами.

Радуюсь, когда вижу, что ребенок «расправляет крылья» своих способностей, умений и делает шаг к успеху в освоении знаний. Я уже дважды классный руководитель. Мои первые воспитанники, мой первый класс, мне отплатили 5 медалями: 3 золотые и 2 серебряные. 17 учеников получают высшее образование в России и в Приднестровье на бюджетной основе.

Нынешние мои ученики так же приносят мне радость и восхищение. Горжусь, когда они участвуют и побеждают в соревнованиях, конкурсах, когда учителя хвалят моих воспитанников. И я понимаю, что я справилась, что у меня получилось, что я действительно хороший педагог.

Для того, чтобы достичь успеха, нужно не материальное, а совсем иное. На первом плане выходит просто человеческое: помочь, увидеть прекрасное, приласкать, посочувствовать, поговорить по душам. А еще каждый день общаться с детьми, такими разными и неугомонными.

Находить в этом радость и удовлетворение.

Думать о них.

Сопереживать успехам и неудачам.

Нести ответственность.

Любить, потому что нельзя воспитать ребенка, не любя его.

Все выдающиеся педагоги прошлого стали светочами педагогической культуры, человечности, прежде всего именно потому, что они любили детей. Ян Амос Коменский, Песталоцци, Ушинский, Дистервег, Жан Жак Руссо, Лев Толстой, Крупская, Шацкий, Макаренко, Януш Корчак - эти имена всегда будут сиять нам, как вечный огонь мудрой человеческой любви.

Я стараюсь передать детям все свои знания и умения, а знать и уметь педагог должен так много, ведь каждого надо увлечь, заинтересовать, удовлетворить в ребенке любопытство и разбудить любознательность.

Для этого я должна быть другом, партнёром, заботливой мамой, мудрым наставником, могу понять детские заботы и проблемы. Так же я должна побеспокоиться об условиях для развития творческих и умственных способностей, человеческих качеств, ведь я - Педагог.

Конечно же, меня ценят родители моих воспитанников. Ценят как партнёра в воспитании детей. Уважают и ценят за то, что я люблю и принимаю их детей такими, какие они есть, за то, что отношусь к их детям так, как хотела бы, чтобы относились к моим трем сыновьям, за то, что могу им профессионально помочь и дать совет в воспитании ребенка.

Я без сомнения убеждена, что когда мои воспитанники подрастут и станут взрослыми, они тоже оценят мои старания. Даже если не станут великими и знаменитыми, не совершат новых открытий и не откроют новых законов физики, они будут жить в гармонии с окружающим миром, будут добрыми, честными, справедливыми, будут радоваться жизни - это уже счастье.

Я буду знать, что в каждом из них есть плоды моего труда и сердца, что мои усилия были не напрасны!

Новый год для меня - не январь,
Новый год для меня - сентябрь!
Этот личный мой календарь
Много лет для меня составлен!
Я надежды свои и мечты
Загадаю на этот день, без украшений, без мишуры,
Лишь от листьев кленовых тень!
И уже в десятый раз
Я войду в свой любимый класс!
Этот день в жизни очень важный,
Он волнующий и прекрасный!
И от детских глаз - светло,
От улыбок детских - тепло!
Я счастливее в сентябре,
И красивее, чем в январе!

Завтур Анна Валентиновна, учитель английского языка, педагог-психолог, МОУ ДР СОШ № 5, г. Дубоссары, Приднестровская Молдавская Республика.

Халитова Аклима Хадиятовна
Эссе «Педагог - профессия или призвание»

МБДОУ «Подольский детский сад»

Если вы занимаетесь своим любимым делом, значит вы «счастливый человек» . С детства играли в куклы, я непроизвольно сажала их на скамеечку в один ряд и занималась ими, пытаясь научить их азам науки.

А повзрослев я поняла, что мне нравится заниматься творчеством и доносить до глубины души детей. Мне свыше дарована судьбой талантами рисования. Этим делом я люблю заниматься, а еще больше мне хочется донести до сознания детей умение рисовать. Да, умение рисовать дано не каждому, но каждого можно научить, видеть вокруг себя много прекрасного, яркого и красочного. Наш мир прекрасен, а прекрасен тем, что он окрашен всеми цветами радуги. И если донести до сознания детей, то можно разглядеть вокруг себя огромный и безграничный мир. Мир в котором мы живем, живут наши родные, близкие и друзья. Мир, которым нужно дорожить и любить. Довести до сознания детей умение подчеркнуть своих в своих работах, красоту окружающего мира, и нести это умение через всю свою жизнь.

Вот почему, я выбрала профессию педагога ! Педагог - воспитатель , для меня это не просто профессия или работа .

Это призвание , состояние души, образ жизни. Я выбрала свое место, нашла мир в котором я растворяюсь вместе с детьми. Дети - это самое лучшее, то есть в нашей жизни, а как интересно работать с малышами и радоваться их успехам. Наблюдая за занятием детей, замечая их продвижение вперёд, у меня словно крылья вырастают. Ведь это я, - воспитатель, вложила свою душу в них. Ведь это мне в первую очередь они расскажут о своих трудностях, о своих неудачах и тогда мы вместе, совместными усилиями преодолеем все трудности. Работая в детском саду, я окунулась в мир творчества, которого мне так не хватает во взрослой жизни. Только в нашей профессии возможны чудеса : ежедневно путешествуем по сказкам, превращаемся в Волшебников, проводим разные исследования, опыты, летаем в космос… А разве в другой профессии бывают чудеса , а разве в другой профессии вырастают крылья .

Только здесь работая в кругу детей, живя вместе с ними, вкладывая в каждого частичку своей души, начинаю понимать, что я занимаюсь своим любимым делом. А значит я «счастливый человек» . И счастливым сделала меня - моя профессия «Воспитатель» , которую я считаю своим призванием . Самое главное в профессии педагога - это любовь к детям, а это значит, помочь проявить все лучшие его качества, научить радоваться каждому дню, каждой травинке, каждой капле дождя. Какое это огромное счастье, быть нужной каждому ребёнку, научиться понимать его и стать для него второй мамой.

Мамой с которой он играет, дружит, которая всегда поможет, научит.

Научит не только мыть руки с мылом и пользоваться вилкой за столом. Но и воспитает достойных граждан своей Родины. Родина - наш общий дом, дом в котором живут взрослые и дети. Дом в котором мы должны жить счастливо, любить друг друга и конечно всего этого можно достичь только правильным вопитанием. Педагог - это призвание , который должен засеять в душу каждого ребёнка чувство патриотизма, любви к Родине, бережного отношения к окружающему миру. Я уверена, что человек, который занимается с детьми, должен сам быть воспитанным. Я считаю себя счастливым человеком, потому что я педагог и мне позволено судьбой быть рядом с нашим будущим – нашими детьми. Думать о детях, заботиться о них, любить их – и это самое прекрасное чувство.

У меня прекрасная миссия - дарить свою любовь к детям.

За это я получаю высшую награду - это счастливые улыбки малышей, их доверие, признание и любовь .

Лев Николаевич Толстой писал : «Любить - это значит жить жизнью того, кого любишь» . Именно в этих словах я вижу смысл того, зачем ты ежедневно идёшь к детям. Да, современный воспитатель должен применять современные педагогические технологии , но не в ущерб лучшим человеческим качествам. Педагог на все века остаётся «наставником души» . Поэтому по призванию воспитатель должен быть терпеливым и доброжелательным, должен быть всесторонне развитым работать не только с детьми, но с родителями. Воспитатель - для родителей как всесторонне развитая личность, которая умеет посоветовать, предложить. Педагог это – призвание , призвание быть счастливым . Ведь не счастливый педагог никогда не воспитает счастливого человека.

Воспитатель - это педагог с большой буквы .

Это призвание данные нам свыше , с прекрасной миссией - дарить свою любовь детям!

Публикации по теме:

Эссе «Профессия - призвание» Относись к своей выбранной профессии со всей душой и скоро поймёшь, что это твоё призвание! Я - Воспитатель! Почему я выбрала профессию.

Педагогическое эссе «Воспитатель - профессия или призвание?» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 «Солнышко» города Алушты Педагогическое эссе «Воспитатель – профессия.

Эссе «Мое призвание - воспитатель» Эссе «Мое призвание – воспитатель» Пупышева Т. И. Воспитатель I категории МБДОУ № 271 Мир детства сладостен и тонок, как флейты плавающей.

Эссе «Мое призвание-воспитатель» В Детский сад «Ласточка» я пришла работать в 2010 году, опыта у меня было мало. Заведующая направила меня к опытному воспитателю в коррекционную.

Эссе воспитателя «Моя профессия - мое призвание!» Эссе "Моя профессия - мое призвание!"О работе педагога я знаю с детства, т. к. выросла в семье учителей. Я видела и плюсы, и минусы этой.

Размышления сельского учителя о своей профессии и о себе

Мамаев Олег Владимирович, учитель истории и обществознания МКОУ «Батьковская основная школа», Рязанская область, Сасовский район, п. Батьки
Описание : Эссе написано специально для участия в муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2016». В нем я попытался осмыслить дилемму "профессия или призвание", а также сформулировал собственное понимание роли учителя в современной жизни и свои педагогические принципы.

С юношеских лет я бережно храню в своей домашней библиотеке одну из самых ценных и любимых мной книг – сборник афористических высказываний «Разум сердца». Названный в предисловии «самоучителем нравственности», он в школьные годы здорово помог мне при написании сочинений по литературе: собранные в нем изречения великих людей прошлого и современности охватывали весь круг моральных проблем, так что подобрать нужную цитату для меня никогда не составляло большого труда. Самые интересные высказывания я выписывал в черновик, помещал на обложки тетрадей и даже украшал ими свой дневник. Эту школьную традицию я сохранил до настоящего времени, оставляя размашистые надписи уже не только в своих собственных тетрадях, но и в тетрадях своих учеников: пусть лишний раз задумаются над книжной мудростью!

И вот, размышляя над темой эссе, я вновь беру в руки потрепанный сборник темно-красного цвета. Неторопливо перелистывая страницы, задерживаю внимание на отдельных высказываниях, которые я, еще будучи школьником, отмечал для себя галочками и подчеркивал линиями. Так, в небольшом подразделе «Учитель и ученик» мной некогда были отмечены три афоризма. Один из них принадлежал Ж. Ж. Руссо, другой – А. Дистервегу, а третий – более всего меня заинтересовавший – Л. Н. Толстому:

«Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается крайне редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию».

С волнением перечитываю высказывание классика еще несколько раз. Да ведь это и есть ответ на вопрос, поставленный в названии эссе! Как будто уже осознавая свой будущий жизненный выбор, я, тогда учащийся старших классов, специально подчеркнул слова великого русского писателя и теперь спустя десять лет возвращаюсь к ним вновь.

Прочитав цитату классика, первой моей мыслью было использовать ее в качестве эпиграфа к эссе, но после некоторых размышлений я от этой идеи отказался: могло сложиться неверное впечатление, будто слова писателя я отношу к самому себе, что, может быть, очень лестно, но в еще большей степени самоуверенно, а это качество совершенно точно не красит настоящего учителя. Сам Лев Николаевич любил повторять, что «для восприятия чужой мудрости нужна прежде всего самостоятельная работа». Последую и я этому умному совету и попробую осмыслить дилемму эссе на основе афоризма русского писателя, а заодно сформулирую свое понимание роли учителя в современной жизни и свои педагогические принципы.

Почему профессия учителя в нашей стране считается делом людей особенного внутреннего склада? Почему именно к учителям общество традиционно предъявляет более высокие личностные требования?

Полагаю, ответ на эти вопросы очень простой. Люди доверяют учителям самое дорогое, что у них есть – своих детей. Конечно, и сами родители заботятся о них – кормят, одевают, лечат и т. д. Но это проявления преимущественно материальной заботы – заботы о теле, о физическом здоровье детей. Учителя же работают на более высоком уровне – заботятся о душе, о нравственном развитии, о социализации подрастающего поколения. Задачи сложные и трудоемкие, а ответственность при этом огромная. Хорошо сказал Демокрит: «Воспитание детей – рискованное дело. Ибо в случае удачи, последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим». А вот слова нашего соотечественника В. Г. Белинского: «Воспитание – великое дело, им решается судьба человека».

Судьба человека… Помнится, Ю. К. Олеша назвал писателей «инженерами человеческих душ». Думаю, учителя могут с полным правом разделить с писателями это почетное звание, а если взять выражение Олеши и соединить его с процитированной фразой Белинского, то получится, что воспитатели (учителя) это еще и инженеры человеческих судеб! Конечно, не в совсем буквальном смысле, а только в определенной степени: все-таки каждый человек прежде всего сам творит свою судьбу. И, тем не менее, даже частичная причастность к судьбе будущего совершеннолетнего гражданина – это огромная честь. И опять же огромная ответственность.

Перед кем несет ответственность учитель? Перед детьми, перед их родителями, перед обществом, перед государством, перед самим собой. Иными словами, профессия учителя – это социально-ответственная профессия, возлагающая на своих работников целый ряд специальных обязанностей. Часть этих обязанностей регламентирована государством, другая часть – неформально возложена на учителя общественным мнением и родителями. Причем последние выступают, как правило, самыми строгими судьями педагогического труда, что и понятно: родительский инстинкт всегда стоит на защите интересов детей и стремится оградить их от возможных неприятностей. Сложность работы учителя заключается, таким образом, не только в трудностях образования и воспитания несовершеннолетних детей (что само по себе отнимает много сил), но и в необходимости постоянно находить общий язык с их родителями, менее всего склонными занимать беспристрастную позицию.

Сопричастность к нравственному развитию детей, особая ответственность перед обществом, эмоциональная напряженность труда – какими же моральными качествами должен обладать человек, способный принять все вышеперечисленное как норму?

Мне представляется, что первое качество, без которого нельзя работать в школе – это добрый нрав учителя. Последний может быть строгим или не очень, с громким голосом или с мягким тембром, но прежде всего он должен быть добрым великодушным человеком, не имеющим дурных мыслей и предубеждений против детей. Второе важное качество – это вежливость и тактичность в отношении ребят. Недавно Госдума отклонила законопроект, обязывающий учителей обращаться к своим учеником только на «Вы». Инициатива, может быть, действительно излишняя, но вот сама необходимость хороших манер со стороны всех участников учебного процесса сомнений не вызывает. Третье качество – личная скромность. Не может тщеславный и самодовольный человек быть нравственными примером для детей, скромность же украшает как учителя, так и учеников. Еще одно качество обязательное для настоящего учителя – интеллигентность. Под этим словом я понимаю целый набор признаков противоположных понятию мещанства: уважение и интерес к высокой культуре, критическое мышление, постоянное самообразование, принципиальность, первичность общественных интересов, совестливость, альтруизм. Наконец, в виде пятого качества, тесно связанного с четвертым, я бы выделил то, что шотландский писатель С. Смайлс назвал особым «мужеством совести». Вот как сам автор определил это понятие: «Существует внутреннее мужество – мужество совести, которое проявляется в честности, самоотверженности, в смелости делать то, что мы считаем правым наперекор всем людским толкам и суждениям. Отличительною чертою такого рода мужества есть величие души». Эта цитата одна из моих самых любимых. Считаю ее очень актуальной не только для нашего педагогического сообщества, но и для всего российского общества в целом.

Мне кажется, что именно здесь – в пространстве нравственных качеств личности – можно провести своеобразную границу между двумя смежными понятиями – профессией и призванием. Эта граница и есть то особое неуловимое чувство, которое Лев Николаевич назвал абсолютной «внутренней уверенностью» в невозможности быть никем иным. Кто может иметь такую уверенность? Если оставить за скобками известную склонность женщин к работе с детьми, такую уверенность могут иметь по-настоящему великодушные, скромные, интеллигентные, совестливые и самоотверженные люди. Только они могут приносить сегодня жертвы своему призванию. Только они и являются настоящими Учителями с большой буквы.

Для учителей по призванию профессия – это средство осуществления того, что они считают главным в своей жизни – воспитания сильных, духовно развитых, самостоятельных личностей. Такие педагоги – подвижники своего дела, творцы. Те, кто себе высоких целей не ставит, кто работает в школе преимущественно ради денег – это ремесленники. Можно ли осуждать их за такое утилитарное отношение к своей работе? Мне трудно об этом говорить. Уверенно могу сказать другое: осуждения, причем самого решительного достойны современные реалии нашей жизни, в которых учителя, несмотря на окружающий их ложный пафос, остаются бесправными «пролетариями умственного труда», а узаконенная деидеологизация общественной жизни порой не только разрушает все то, что с таким трудом воспитывают учителя в своих учениках, но и травмирует нравственный облик самих воспитателей (не в этом ли причина того, что соотношение «творцов» и «ремесленников» в педагогической среде оказывается в пользу последних?).

Да, учителям в нашей стране живется нелегко. Им, в общем-то, никогда не было легко: ни при царях, где они были поставлены в поистине невыносимые условия существования; ни при советах, которые утвердив авторитет учителя, не обеспечили ему также достойное материальное положение; ни тем более сегодня, когда уже нет ни авторитета, ни положения, ни даже уверенности в том, что школу, в которой работает учитель, завтра не закроют или как говорят чиновники, «оптимизируют».

Но может быть… именно в таких непростых условиях и проверяется то, насколько человек предан своему призванию?

Недавно мне довелось принимать участие в областном педагогическом форуме, проводившемся среди молодых учителей. Обсуждались различные вопросы, в том числе и социального характера. Когда речь зашла об условиях труда и заработной плате учителей одна из кураторов мероприятия, подводя итог неформальному обсуждению, заявила следующее: «Вы еще молоды и талантливы и в том случае, если вас что-то не устраивает, всегда можете легко поменять свою школу, переехать в другое место, сменить работу, наконец». Тогда из зала раздался вопрос: «Я сельский учитель. Если я брошу школу, кто тогда будет учить детей?» Ответа на вопрос так и не последовало: девушка-куратор, рассуждавшая до этого в категориях успешности и карьерных перспектив, просто не знала, что ответить…

Небольшой поселок Батьки – центр одноименного сельского поселения, славившегося в советское время большими урожаями сельхозпродукции, в настоящее время переживает не упадок, не застой, а тот тихий незаметный процесс умирания, в результате которого с карты России уже исчезли тысячи сел и деревень. Производственных предприятий в Батьках нет. Есть красивая сосновая роща, расположенный рядом с ней пруд и… унылая серость находящихся в стороне жилых строений. Тихо здесь, спокойно, пусто на улицах, как будто весь поселок погрузился в глубокий сон.

И только в двух случаях нарушается покой сельчан: когда проезжают автомобили по дороге и когда кончаются занятия в школе и дети шумной гурьбой высыпают на улицу. Немного их осталось и с каждым годом становится еще меньше. Все из простых скромных семей. Все хотят жить, радоваться, смеяться и меньше всего думают о том, что их ждет в будущем и почему иной раз с такой грустью в глазах смотрят на них редкие прохожие и гости поселка.

С этими сельскими ребятами я работаю уже третий год. Что заставило меня – городского жителя – устроиться именно в сельскую школу? Почему я вообще выбрал профессию учителя? Полагаю, что на второй вопрос я уже ответил выше: непосредственное участие в нравственном становлении будущих граждан (а история как раз тот предмет, который вместе с литературой и географией способствует решению этой задачи в наибольшей степени). Добавлю к этому возможность самовыражения, а также несколько наивную веру в том, что профессия учителя позволяет человеку сохранить свое достоинство, не опуститься до уровня обывательских интересов. Что же касается первого вопроса, то здесь решающим было влияние русской литературы XIX-XX веков. Я бы мог повторить вслед за А. М. Горьким: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». В русской литературе есть то, чего так мало в современной жизни и что нам сегодня очень не помешало бы вернуть: бескорыстная помощь другим, истинное сострадание, жизнь ради высших смыслов, готовность к подвигу, самоограничение и самопожертвование... Так я оказался в Батьках.

Многие городские учителя, работающие в больших классах, склонны считать, что в сельских школах, где количество детей часто немногим превышает количество педагогов – самим этим обстоятельством созданы более благоприятные условия для учебной деятельности: на каждого ученика тратится больший объем времени, можно реализовать личностно-ориентированное обучение и т. д. Соответственно и качество обучения должно быть выше. На самом деле все не так просто. В сельских школах многие дети особенные: кто-то из неполной семьи, кто-то из неблагополучной, кто-то не вполне здоров. Старательными и дисциплинированными оказываются далеко не все ребята. В таких условиях одним личностным подходом не обойдешься, нужно задействовать весь арсенал всевозможных способов активизации познавательных и творческих способностей учащихся.

У меня нет какой-то специальной разработанной системы. Я просто стараюсь проводить уроки так, чтобы каждый из них был прежде всего интересен самим ребятам. Достигается это разными средствами: постоянным применением обучающих схем и рисунков, увлекательными способами проверки домашних заданий, творческим обращением с книжным материалом, подбором ярких эмоциональных примеров из истории и жизни, использованием игровых приемов на занятиях, продуманной практикой награждения прилежных учеников. Разумеется, все вышеперечисленное происходит в самом тесном сотрудничестве учителя и учащихся, но при решающей роли первого из них: теорию о «модераторской» роли учителя на уроках я не только не признаю, но и считаю прямо оскорбительной для любого уважающего себя педагога.

Нравятся ли ребятам мои уроки? Оставляют ли они в них некий душевный след, а не только сухие факты? Говорить за самих детей очень нескромно, да и отличниками являются далеко не все из них. Но думаю, что кое-чем я могу гордиться с полным правом. Многие мои учащиеся с большим интересом и всегда успешно принимают участие в различных творческих конкурсах, посвященных истории родного края и Великой Отечественной войны. И дело не только в заслуженных победах, одержанных ребятами на муниципальном и всероссийском уровнях, не только в пробуждаемом творческим напряжением искреннем детском энтузиазме. Дело в том, что нельзя измерить никакими призовыми баллами и отметками в журнале – в осознании учащимися своей собственной причастности к судьбе родной страны, своей ответственности за ее настоящее и будущее. Может быть, именно осознание этой ответственности юными гражданами России – и есть мое самое большое педагогическое достижение. И самая большая награда.


Работа на конкурс» Моя педагогическая философия»
Автор: Бирюкова Наталья Николаевна - преподаватель литературы
ОУ: ГОУ НПО «Профессиональное училище№17» г.Бежецка Тверской обл.

Размышление: « Учитель…. Профессия или призвание?»

Надо любить то, что ты делаешь, и тогда
труд, даже самый грубый, возвышается
до творчества. (М.Горький)

Быстро промчались летние каникулы, и закончился отпуск, вновь училище начинает новый учебный год. Первый сентябрьский денек, как всегда погож: солнышко светит ярко, дует легкий осенний ветерок. Все школьники торопятся сесть за парты; бегут, спешат прохожие; мимо проезжают автомобили… Кажется, что весь мир очнулся ото сна - засуетился, ожил. Спешат и студенты в профессиональное училище, старое учебное заведение города Бежецка Тверской области, которое ведет свою историю с далеких двадцатых годов прошлого века. Для некоторых обучающихся училище уже стало родным домом, а другие только в первый раз переступят порог этого учебного заведения. Что их там ждет, как их там примут, смогут ли они реализовать свои жизненные планы - все эти, да еще может быть, и больше переживания, сомнения таятся в сознании будущих обучающих. Действительно, для них, по сути дела, начинается новая жизнь: новые друзья, новые учителя, новые неизвестные предметы, трудности и ошибки, взлеты и падения. Волнуются ученики, ведь есть от чего волноваться: в школе они были слабыми, неуспешными учениками, с низкой культурой, с плохим поведением и дисциплиной. А что же будет здесь? Будут ли их здесь ругать, а может быть, когда-нибудь похвалят? Будут ставить неудовлетворительные отметки, а может быть они станут более успешными, чем в школе? Много можно задавать таких риторических вопросов в первый сентябрьский день, а ответы появятся позже, когда пройдет месяц, другой, и учащиеся уже смогут сравнить училище и школу, и сказать, где им лучше, комфортней, спокойнее.
Немаловажна заслуга педагогов в том, чтобы вновь перешагнувшие порог профессионального училища почувствовали себя частичкой большого коллектива учеников и учителей. Поэтому первый день сентября также тревожный и волнительный для преподавателей: в этот осенний погожий денек они увидят своих новых учеников, встретятся с теми, кто уже перешел на второй и третий курс. Вновь будут уроки, классные часы, диалоги, беседы с учениками, споры, диспуты, много интересного, а порой и тернистого. Учителя Бежецкого профессионального училища – это дружный сплоченный коллектив. В профучилищах нет случайных людей, те, кто здесь трудится это преданные своей профессии люди. Здесь трудятся и пожилые педагоги, заслуженные работники образования, работают молодые инициативные учителя. Одинаково все заслуживают уважение и любовь своих учеников. Как же это удается педагогу, обычном рядовому человеку, со своими житейскими заботами и переживаниями.
Профессия школьный учитель
Прекрасна, важна и нужна!
И каждый страны нашей житель
Считает: почетна она!
Учитель за руку из детства
В мир взрослых детишек ведет,
И дарит им знаний наследство,
И ставит студентам "зачет".

На мой взгляд, толкование учителя как школьного преподавателя не совсем правильно. Любой родитель; старший брат (сестра) в многодетной семье, тренер в спорт секции, воспитатель - все они в той или иной степени учителя. Древнюю сентенцию "Уча, мы сами учимся" можно считать основной в работе педагога. Ведь подростки, которые приходят овладеть профессией, тоже многому учат нас, взрослых людей. Главное, как я полагаю, сейчас, в нашем современном бушующем мире – это проблема воспитания и обучения Человека.
Мне кажется, что не каждый человек способен быть хорошим учителем именно в таком понимании этого слова. Ведь помимо того, что преподаватель должен любить и уважать каждого ребенка, каким бы он не был, он еще должен быть мастером своего дела. Ведь можно удивиться, каким безграничным нам кажется мир учителя. Настоящий учитель должен знать ответ на любой вопрос, который бы ни спросил у него ребенок.
Всегда задаешься вопросом, что значит быть хорошим учителем? Какого учителя любят и уважают студенты? Можно говорить много слов о профессии учителя, о ее сложности, трудности, массу слов можно сказать о качествах педагогов-тружеников.
Профессия учителя во все времена оставалась наиболее почетной, но в то же время наиболее тяжелой. Умение передать свой опыт молодым, только вступающим в самостоятельную жизнь людям, - это талант.
Наверное, каждому учителю хочется, чтобы именно его ученик в будущем добился успеха. И, конечно же, каждому учителю приятно, когда именно так и происходит. Но самой главной радостью для учителя является благодарность учеников. Не случайно тверской поэт А.Дементьев писал: «Учителями славится Россия, ученики – приносят славу ей». Самое главное для учителя – педагога, чтобы его ученики хорошо устроились в жизни, овладели престижной профессией, а самое главное стали достойными порядочными людьми, высоконравственными, принципиальными, твердыми, гуманными, внимательными к людям.
Учитель…. Создатель….. Творец…. Кузнец детских душ… Педагоги профессиональных училищ понимают, что трудность их работы в том, что работают они с подростками трудными, требующими особого внимания. Трудятся в профучилищах люди самоотверженные, верные своему делу, очень чуткие и внимательные, способные понять душу каждого ученика. Учителя, мастера, воспитатели училища всегда готовы подать руку помощи еще не вошедшим во взрослую жизнь подросткам. Выдающийся педагог-воспитатель Я.Корчак писал: «Существует неверное суждение, что излишняя доброжелательность портит детей: они распоясываются, за доброту платят непослушанием и не боятся наказаний».

Ведь педагог – это не только «источник знаний и умений», но и советчик, помощник, друг. Я думаю, что современному учителю необходимо обладать качествам как терпение, внимательность, интеллигентность, тактичность, сдержанность, стрессоустойчивость, мобильность, эрудированность. Хорошо, когда педагог имеет чувство стиля, меры, юмора, владеет техническими средствами и технологиями.
Труд учителя – это ежедневная подготовка к проведению уроков, подбор интересного материала, увлеченность своим предметом, дополнительные знания, умение донести их до детей.
Сейчас много пишут и говорят о необходимости превратить каждый урок в процесс активного и творческого познания, во время которого дети открывают для себя удивительный мир духовных ценностей. Это удается подлинным мастерам, педагогам, которые обладают не только обширными знаниями, но и чувствуют психологию ребенка.
Учитель несет добро, вселяет в души учащихся уверенность в завтрашнем дне. Учитель – это пример, образец, эталон. Конечно, учитель должен быть, в первую очередь, быть требовательным к себе, к своим поступкам и помыслам, ежедневно, ежечасно заниматься самообразованием, продумывать свой диалог с учениками. Каждый ученик по-разному относится к своим учителям: кто-то для них строгий, но справедливый, кто-то добрый, но требовательный, кто-то объясняет интересно и понятно…
Учитель – кто это такой?
Наставник или назидатель?
А может, он творец и душ ваятель?
А может, просто человек,
След оставляющий навек?
И простотой и глубиной души
Способный в жизни выстроить «мосты»,
Дарить всем знанья и уменья,
Делиться добрым настроеньем!
Учитель – кто это такой?
Кто может дать ответ простой?
Он- друг, Он- брат, путеводитель,
И это все – слово УЧИТЕЛЬ!
И вот новые ученики сидят в классе. Вглядываешься в глаза каждого и думаешь, ведь у каждого из них есть мечты, надежды, тревоги, а ты, как педагог- наставник должен быть рядом, помогать, учить. В первый учебный день ученики испуганно оглядывают незнакомую обстановку, боязливо поглядывают друг на друга и учителей, начинают знакомиться. Наступают самые трудные сентябрьские дни адаптации к незнакомым условиям, да и нам, учителям, будет сложно, ведь из года в год приходят новые ученики, меняются лица, но души учеников всегда требуют внимания, доброты, сочувствия, а порой и поддержки, которой им не хватает дома в семье. Все педагоги училища любят всей душой свое училище, они сроднились с ним, и не представляют своей жизни без него.

Вот переворачиваются листы календаря, время неумолимо мчится вперед: на смену осени придет зима, наступят зимние каникулы. Смотришь, а те ученики, которые с тревогой шли первого сентября, потом нарушали дисциплину на уроках, тем самым привлекая к себе внимание, получали двойки, стали вдруг родными, самыми лучшими. И именно учитель смог заронить в их души частичку доброты, понимания, гуманности, воспитанности, любви. Обучающиеся с удовольствием вовлекаются в учебно-воспитательный процесс: принимают участие в различных внеклассных мероприятиях, становятся помощниками учителя на уроках. Традиции, которые существуют в училище, ежегодные внеклассные мероприятия: литературные композиции, спортивные игры, походы, посещение музеев и библиотек - не только расширяет кругозор обучающихся, а привлекают их самих стать инициаторами новых идей и свершений.

Напрашивается ответ на вопрос - как стать любимым учителем, чтобы тебя уважали ученики - надо просто любить свою профессию и детей, принимать их такими, какие они есть на самом деле, а также своим личным примером делать их лучше, чище, обогащать их знаниями и культурой. Учителя профессионального училища, действительно, кузнецы человеческих душ, они не только открывают дорогу в жизнь для подростков, но и обогащают его израненную душу духовными, нравственными понятиями.

Бирюкова Наталья Николаевна ГОУ НПО «Профессиональное училище№17» г.Бежецка Тверской области