Отчетность

Духовная и материальная культура восточных славян. Боги древних славян презентация к уроку по истории (8 класс) на тему Презентация по культуре восточных славян

Духовная и материальная культура восточных славян. Боги древних славян презентация к уроку по истории (8 класс) на тему Презентация по культуре восточных славян

Слайд 2

Историческое развитие славяно-русского язычества

«Язычество» - крайне неопределённый термин, возникший в церковной среде для обозначения всего нехристианского, дохристианского. Славяно-русскую часть обширного языческого массива ни в коем случае нельзя понимать как обособленный, независимый и только славянам присущий,вариант религиозных первобытных представлений. Главным определяющим материалом для изучения язычества является этнографический: обряды, хороводы, песни, детские игры, в которые выродилась архаичная обрядность, волшебные сказки, сохранившие фрагменты древней мифологии и эпоса.

Слайд 3

Мир тогдашних язычников состоял из четырёх частей: земли, двух небес и подземно-водной зоны. Это не являлось спецификой славянского язычества, а было результатом общечеловеческого стадиально-конвергентного развития представлений, которые варьировали в деталях, но в основном определялись этой схемой. Труднее всего разгадать древние представления о земле, о большом земельном пространстве, наполненном реками, лесами, полями, зверьём и человеческими жилищами. У многих народов земля изображалась как округлая плоскость, окружённая водой. Вода конкретизировалась или как море или же в виде двух рек, омывающих землю, что, может быть архаичнее и локальнее – где бы человек ни был, он всегда находился между каких-либо двух рек или речек,ограничивающих его ближайшее сухопутное пространство.

Слайд 4

При князьях Игоре, Святославе и Владимире язычество стало государственной религией Руси, религией князей и дружинников. Язычествоукреплялось и возрождало старинные, начавшие отмирать, обряды.Обновлённое язычество X в. формировалось в условиях соперничества схристианством, что сказалось не только в устройстве пышных княжескихпогребальных костров, не только в гонениях на христиан и разрушенииправославных церквей Святославом, но и в более тонкой формепротивопоставления русской языческой теологии греческой христианской.

Слайд 5

Падение авторитета церкви уменьшало силу церковных поучений противязычества, и оно в XI – XIII вв. не угасало во всех слоях русскогообщества, но перешло на полулегальное положение, так как церковные исветские власти применяли к языческим волхвам суровые меры вплоть допубличного ауто-да-фе. Во второй половине XII в. наблюдается возрождение язычества в городахи в княжеско-боярских кругах. Объяснением возрождения язычества можетслужить оформившаяся с 1130-х годов кристаллизация полутора десятковкрупных княжеств-королевств с устойчивыми своими династиями с усилившейсяролью местного боярства и более подчинённым положением епископата,оказавшегося в зависимости от князя. Обновление язычества сказалось взарождении нового учения о неисповедимом свете, отличном от солнца, вкульте женского божества, в появлении скульптурных изображений божествасвета.

Слайд 6

В результате целого ряда сложных явлений на Руси к началу XIII в.создалось и в деревне, и в городе своеобразное двоеверие, при которомдеревня просто продолжала свою религиозную прадедовскую жизнь, числяськрещёной, а город и княжеско-боярские круги, приняв многое из церковнойсферы и широко пользуясь социальной стороной христианства, не только незабывали своего язычества с его богатой мифологией, укоренившимися обрядамии жизнерадостными карнавалами с их танцами, но и поднимали свою старинную,гонимую церковью религию на более высокий уровень, соответствующий расцветурусских земель в XII в.

Слайд 7

В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей – то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает змей, похищающий красавиц, считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом.Такая вера получила название язычество, т.е. «народная вера».

Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг.

Слайд 8

Погребальная обрядность

Слайд 9

Эволюция погребальной обрядности и отличные друг от друга формыпогребального обряда отмечают существенные перемены в осознании мира.Перелом в воззрениях древнего славянина произошёл ещё в праславянскоевремя, когда погребение скорченных трупов в земле стало заменятьсясожжением покойников и захоронением сожжённого праха в урнах. Скорченные погребения имитировали позу эмбриона в материнском чреве;скорченность достигалась искусственным связыванием трупа. Родичи готовилиумершего ко второму рождению на земле, к перевоплощению его в одно из живыхсуществ. Идея перевоплощения основывалась на представлении об особойжизненной силе, существующей раздельно с человеком: один и тот жефизический облик принадлежитживому человеку и мёртвому.

Слайд 10

В реальных археологических следах погребального обряда постояннонаблюдается сосуществование обеих форм – древней ингумации, захороненияпокойников в земле. При трупосожжении же совершенно отчётливо проступает новая идея душпредков, которые должны находиться где-то в среднем небе, и, очевидно,содействовать всем небесным операциям (дождь, снег, туман) на благо,оставшимся на земле потомкам. Осуществив сожжение, отослав душу умершего всонм других душ предков, древний славянин после этого повторял всё то, чтоделалось и тысячи лет тому назад: он хоронил прах умершего в земле и темсамым обеспечивал себе все те магические преимущества, которые были присущии простой ингумации.Из числа элементов погребального обряда следует назвать: курганныенасыпи, погребальное сооружение в виде человеческого жилища и захоронениепраха умершего в обычном горшке для еды.

Слайд 11

Обряд трупосожжения появляется почти одновременно с обособлениемпраславян от общего индоевропейского массива в XV в. до н.э. и бытует уславян 27 столетий вплоть до эпохи Владимира Мономаха. Процесс погребенияпредставляется себе так: складывали погребальный костёр, на него«възложаху» мертвеца и это похоронное дело сопровождалось религиозно-декоративным сооружением - вокруг крады прочерчивали геометрически точныйкруг, рыли по кругу глубокий, но узкий ровик и устраивали лёгкую оградувроде плетня из прутьев, к которому прикладывалось значительное количествосоломы.Возможно, что именно такое сочетаниепогребальной «громадыдров» справильной окружностью ритуальной ограды, отделявшей мир живых от мирамёртвых предков, и именовалось «крадой».

Слайд 12

Мифологические звериные божества

Слайд 13

В далекую эпоху, когда основным занятием славян была охота, а не земледелие, они верили, что дикие животные – их прародители. Славянесчитали их могущественными божествами, которым следует поклоняться. Укаждого племени был свой тотем, т.е. священное животное, которому племяпоклонялось. Несколько племен своим предком считали Волка и почитали егокак божество. Имя этого зверя было священным, его запрещалось произноситьвслух.

Слайд 14

Хозяином языческого леса был медведь – самый сильный зверь. Онсчитался защитником от всякого зла и покровителем плодородия – именно свесенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны.Вплоть до ХХв. многие крестьяне хранили в домах медвежью лапу как талисман-оберег, который должен защищать своего владельца от болезней, колдовства ивсевозможных бед Славяне полагали, что медведь наделен большой мудростью,почти всеведением: именем зверя клялись, а нарушивший клятву охотник былобречен на гибель в лесу.

Слайд 15

Заяц относился к покровителям растительного мира.Он знает все о лесе, и без его ведома не ломается ни одна ветка.Заяц и сам отождествляется с плодородием, потому мотив зайца широко присутствует в свадебных песнях и присловьях.

Заяц соотносится с «кощным царством».Он - один из охранителей смерти Кощея.

Слайд 16

Из травоядных животных в охотничью эпоху наиболее почиталась Олениха(Лосиха) – древнейшая славянская богиня плодородия, неба и солнечногосвета. В противоположность настоящим оленихам богиня мыслилась рогатой, еерога были символом солнечных лучей. Поэтому оленьи рога считались мощнымоберегом от всякой ночной нечисти и прикреплялись либо над входом в избу,либо внутри жилища. Небесные богини – Оленихи – посылали на землю новорожденных оленят,сыпавшихся, подобно дождю, из туч.

Слайд 17

Среди домашних животных славяне более всего почитали Коня, ведьнекогда предки большинства народов Евразии вели кочевой образ жизни, и воблике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце. Позднеевозник миф о боге солнца, едущем по небу на колеснице.

Слайд 18

Божества- чудовища

Слайд 19

В древнерусской мифологии Змей представлен в нескольких разновидностях:

Змей-воитель,выезжающий на битву вооруженным по-воински, на богатырском коне, с черным вороном на плече, с бегущей позади собакой(ветер Хорт);

Змей-похититель красавиц;

Змей Огненный-с круглой головой, со спиной «корытом», с копытами, с длинным конским хвостом;

Крылатый Змей.

Слайд 20

Самым грозным считался владыка подземного и водного мира-Змей.Северные славяне поклонялись Змею-владыке подземных вод-и называли его Ящер.Святилище ящера располагалось на болотах,берегах озер и рек.В качестве жертв Ящеру кидали в болото черных кур, а также молодых девушек,что отразилось во многих поверьях.

Слайд 21

Рядом с чисто мифическими существами, приносящими вред и саму смерть, древний человек замечал и реальных людей,обладающих магической силой воздействия, наносящих «порчу», «урок», болезни,сеющих вражду.Объяснение действий таких людей(к ним относили колдунов и ведьм) тоже имело мифологическую основу и уходит своими корнями в первобытную магию.

Магические представления обусловили систему ритуальных действий и заговоров, которые в неизменном виде передавались из поколения в поколение, пока не приобрели архаический и потому священный характер, став доступными лишь избранным людям-колдунам.

Слайд 22

Колдуны-непосредственные наследники древних «магов»,служивших преимущественно светлым стихиям и их божественным воплощениям, пока христианская церковь не отождествила их с нечистой силой, которая в сознании человека отождествлялась с различного рода вредоносными явлениями и существами, окружавшими человека в природе и в местах его непосредственного обитания.

Слайд 23

Условно можно выделить два разряда нечистой силы.К первому относится та, что приносит человеку исключительно зло: щекотит до смерти,насылает болезни и бессонницу, похищает детей,соблазняет женщин,вызывает неотвратимые наваждения и кликушества.Ко второму- та, что в зависимости от поведения и деятельности человека, дает полезные советы и чудодейственные средства, обучает мастерству, предупреждает о бедствиях.

Слайд 24

Ведьмы(колдуньи) шире известны на Украине и в Белоруссии, чем среди великороссов.они способны прорицать, наделены поэтическим даром, искусством исцелять болезни и привораживать.Но более всего «славятся» вредоносными действиями,вызывая стихийные бедствия,насылая порчу, превращая людей в животных и оборачиваясь с виней,ворон и других животных женского рода.

Слайд 25

Считалось,что ведьмы рождаются от связи женщины с нечистой силой или со Змеем.Особенно опасными становятся ведьмы во время календарных праздников, особенно 18января.

Слайд 26

Мифические птицы

Слайд 27

Многие из мифических птиц имеют космологическое значение.Среди них грифон- представитель высшей мировой силы.Он ежегодно побеждает мертвящее начало кощных сил.

Слайд 28

Алконост,мифическая райская птица с человеческим лицом, обитает где-то в благодатном пространстве.Алконост сближен со стихией:снесенные яйца погружает в глубину моря, после чего оно успокаивается на шесть дней

Слайд 29

Особым местом обитания мифических птиц считался остров Буян.Там живет Стратим- птица, которая, подобно Морскому царю, колышет воды и может потопить корабль

Слайд 30

Мифопоэтическим воплощением небесных стихий считался Сокол.В нем отмечалась боевитость,победоносность, неотразимость в сражениях со змеевидным противником.В волшебных сказках говорится что эта птица быстра как свет или молния.

Слайд 31

Ворон-демонический персонаж русской мифологии,считавшийся самой мудрой и вещей птицей.В волшебных сказках он добывает живую и мертвую воду, представляет ветер, его железный клюв сравнивается с молниеносной стрелой.

Вещие птицы Филин и Сова, главным образом,предвещают несчастье, особенно если усядутся на угол дома и начнут кричать.Их когти и кости употребляли для отгона нечистой силы, их жгли и кадили этим дымом во дворе и доме.

Слайд 36

С голубем соединялось представление о блаженном счастье и любви.Считалось, что голубинное сердце указывает верную дорогу к любви.Для чарования обычно выбирали белых голубя и голубку, чьи сердца засушивали в печи и,завернув в холстину, носили возле своего сердца

Слайд 37

Мифопоэтический образ лебедя сопрягался со многими значениями, в том числе с целомудрием,женской красотой, гордым одиночеством,любовью,преданностью и смертью.

Слайд 38

Сорока служила оберегом от разбушевавшегося Домового.Убитую сороку подвешивали в стойле, чтобы лошади были «веселыми».Она же связывалась с превращенными ведьмами и злыми силами.

Слайд 39

Домашние божества

Слайд 40

Домовой покровительствовал хозяйству:если хозяева были старательны,об к благу прибавлял благо, а за лень наказывал бедой.

Вера в домового тесно переплеталась с верой в то, что умершие родичипомогают живым. В сознании людей это подтверждается связью домового спечью. В древности многие верили, что именно через дымоход в семьюприходит душа новорожденного и также через дымоход уходит дух усопшего. Изображения домовых вырезали из дерева и представляли собой бородатогомужика в шапке. Такие фигурки назывались чурами и одновременносимволизировали умершихпредков.

Слайд 41

В овине обитал Овинник(Гуменник), он прячется в овине,так как труслив, но зато надежно оберегает хлеб.Для доброго хозяина Овинник способствует хорошему примолоту, а нерадивому может и овин поджечь.В ночь под Новый год к Овиннику приходили погадать девушки.

Слайд 42

В некоторых северных русских селах бытовали поверия о том, что охозяйстве кроме домового заботятся также дворовой, скотник и кутной бог(эти доброжилы обитали в хлеву и приглядывали за скотиной, им оставляли вуглу хлева немного хлеба и творога), а также овинник – хранитель запасовзерна и сена. Совершенно иные божества обитали в бане, которая в языческие временасчиталась нечистым местом. Банник был злым духом, пугавшим людей. Чтобыумилостивить банника, люди после мытья оставляли ему веник, мыло и воду, вжертву баннику приносили черную курицу.

Слайд 43

Наиболее разработанным мифическим персонажем является Леший-старик в белой одежде и в большой белой шапке.Он способен принимать образ обычного человека.Леший живет в лесных чащах, может иметь жен-лешачих.Он любит гулять по лесу,висеть и качаться на деревьях.

Посмотреть все слайды

Презентация «Русь языческая» познакомит с основными верованиями, обрядами, божествами древних славян. Она содержит большое количество иллюстраций, будет интересна всем, кто интересуется древнерусской историей. Может использоваться на уроке мировой художественной культуры или истории при изучении темы «Художественная культура Древней Руси»

Русь языческая

Язычество – от «языки» (то-есть народы, племена) объединяет в себе принцип веры разных народов. В основе языческих верований древних славян лежит культ природы, рождённый непосредственной близостью человека к природе, к земле. Каждый ручей, колодец, лес представлялись нашим далёким предкам одушевлёнными. Особенно привлекали их своей мощью старые, большие деревья, раскидистые дубы. Они чтили глубокие и быстрые реки, поклонялись огромным камням и высоким горам, ощущая таинственную связь с этими объектами природы.

Боги славянского пантеона олицетворяли злые и добрые силы природы, её тайны и богатство.

Быт и искусство наших далёких предков отражают любовь к природе, ощущение красоты окружающего мира и страх перед природой, силам которой они противопоставляли заговоры, заклинания, магическую обрядность. Ритуал магически связывал людей с живыми силами природы, с персонифицированными мифическими существами, с богами, чтобы обеспечить благополучие общины, семьи, отдельного человека, предотвратить действие вредоносных сил или наслать их на врагов.

Крещение Руси в 988 году и последовавшие за ним реформы князя Владимира привели к формированию новой русской средневековой культуры – христианской архитектуры и книжности, но с принятием христианства древняя религия наших предков продолжает жить в наших повседневных обычаях, праздниках, традициях и искусстве.

1 слайд Титульный

2 слайд Содержание

3 слайд «Русь языческая»

Иллюстрация на нём является триггером, открывающим текст. Щелчок по тексту возвращает иллюстрацию.

4 – 12 слайды «Древнейшие боги славян»

Переходы между слайдами с помощью управляющих кнопок. С 4 слайда переход по гиперссылкам со слов «упырям», «берегиням», «Роду», «рожаницам», «Перуну». На каждом слайде иллюстрация является триггером, который «включает» текст, а текст, в свою очередь, триггер, возвращающий иллюстрацию.

13 слайд «Боги солнечные и небесные»

Схема на слайде интерактивна. Текст можно прочитать, нажав на иллюстрацию. Текст – гиперссылка на слайд со схемой.

14 – 20 слайды «Божества плодородия»

Интерактивная лента, каждая иллюстрация которой является гиперссылкой на слайд с описанием и увеличенным изображением. Чтобы прочитать текст, нужно воспользоваться кнопкой с книгой и вопросом, которая является триггером.

21 слайд «Мир человека: между своим и чужим»

Этот слайд посвящается некоторым низшим богам славян. Страницы «Энциклопедии» перелистываются щелчком. При желании можно посмотреть фрагменты мультфильмов (на страницах есть соответствующие кнопки).

22 – 30 слайды «Капище»

22 слайд

Иллюстрация – триггер, дающий возможность прочитать текст.

23 – 30 слайды «Экран»

Щелчок по маленькой иллюстрации «включает» экран с большой иллюстрацией.

Возможно, кому-то будет интересно проверить свои знания или знания своих учеников о древнерусском язчестве язычестве. Предлагаю сделать это с помощью презентации:

Ответить на вопросы будет несложно, если предварительно посмотреть презентацию «Русь языческая». Напоминаю, что гиперссылки и триггеры сработают корректно, если презентацию будете смотреть в своём браузере.

Данная презентация посвящена очень интересной теме - славянским и, в частности, восточнославянским богам. Настоящую работу можно применять как на уроках истории, так и на уроках МХК или Истории религий. Соответственно, спектр применения данной презентации достаточно широк.

Несомненно, очень важно передавать будущим поколениям знания о нашей истории, культуре, традициях и обычаях. И истоки нашей идентичности лежат именно в языческой культуре Руси, которая неразрывно связана с поклонением различным силам природы, почитанием предков и воинской доблести, труда и любви. Это позволяет нам интегрировать древнерусскую религию в пласт общемировых ценностей, что необходимо довести до понимания учениками.

Работа содержит богатый иллюстративный ряд и небольшое количество текста, что позволяет воспринимать урок как некий рассказ, где учитель выступает в качестве закадрового голоса, рассказчика. Поможет разнообразить и украсить ваш урок.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проверка домашнего задания Что такое язычество? Почему так называется? В чем заключены трудности изучения этой религии? Как природа повлияла на формирование язычества и культуры славян? Назовите и охарактеризуйте основные праздники и обряды. С чем они связаны? В чем специфика язычества древних русичей?

Боги древних славян Романычев А.А. Учитель истории МБОУ СОШ №4 города Лыскова

Род и Рожаницы – дочери его. Великий прародитель.

Сварог – бог Неба, родоначальник богов, владыка Вселенной. Восточные славяне называли Сварогом, а западные славяне – Световидом.

Легенда рассказывает, что Сварог подарил людям первый плуг и кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо. Кроме того, Сварог установил первые законы, велел мужчине иметь одну жену, а женщине одного мужа.

Стрибог – повелитель ветров

Солярные боги.

Даждьбог Сварожич - бог солнца (не от слова «дождь», это значит - «дающий Бог»).

Славяне верили, что Даждьбог ездит по небу на чудесной колеснице, запряжённой четвёркой белых, золотогривых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой.

(Огонь) Сварожич - один из сыновей Сварога, олицетворяет земной огонь

Боги сотворили Мужчину и Женщину из двух палочек, между которыми возгорелся Огонь - самое первое пламя любви…

Ярило (Ярила, Яр-Хмель) – бог весны, любви, обновления и рождения новой жизни, весёлый, разгульный бог страсти и удали у древних славян.

Боги земли и плодородия Макошь (Мокошь) – богиня Земли, покровительница женских рукоделий.

Что означает имя Макошь? Имя ее состояло из двух частей: «ма» - и «кошь». « Ма » - мать, мама. « кошь » - КОШелёк (где хранится богатство - деньги), КОШара (куда загоняют живое богатство – овец), КОШевым называли предводителя казаков, КОШем называли судьбу, жребий, счастье, а также и короб, большую корзину, куда складывали урожай (земные плоды), а ведь именно он составлял судьбу, счастье, жребий древнего человека. Вот и получается: Макошь – Всеобщая Мать, Хозяйка Жизни, Богиня Судьбы, Дарительница Урожая. Одним словом – Земля.

Лада - богиня любви и очарования Лада в древнерусской языческой мифологии – богиня любви, брака, благополучия, веселья, красоты и гармонии, покровительница свадеб и замужних женщин.

Велес (Волос, Волох – волохатый: имя означает «волосатый, поросший шерстью»)

Чернобог – бог подземного мира и смерти. Враг Белобога

Мара – богиня подземного мира и плодородия. Забирает души. Облегчает страдания раненых воинов.

Перун Сварожич - бог грозы, грома и молнии.

Перун - славянский Бог грозы, Бог грома и молнии. Его представляли немолодым, разгневанным мужем с рыжей бородой и черно-серебряными волосами. Рука его управляла громом и молнией. Славяне видели своего Бога мчавшимся среди туч в повозке. Отчаянно гремят колёса по неровностям туч – вот откуда появляется гром.

Перун - «тот, кто сильно бьет» Также его имя означает «первый» и «правый».

Громовый знак

Священное дерево Перуна – Перунов дуб

Купало (Купала) – бог лета, должен был сохранять полевые плоды и летние цветы от непогод, сильных ветров в дневное время суток. Он покровительствовал земледельцам, собирающим урожай.

Домашнее задание. Параграф 7 Вопросы после параграфа 6 вопрос письменно! 5 вопрос (§6) письменно!














1 из 12

Презентация на тему: Культура славян

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Этногене з славя н - процесс формирования древнеславянской этнической общности, приведший к выделению славян из конгломерата индоевропейских племён.В настоящее время не существует общепризнанной версии формирования славянского этноса. Славяне как сформировавшийся народ впервые были зафиксированы в византийских письменных источниках середины VI века. Ретроспективно эти источники упоминают о славянских племенах в IV веке. Более ранние сведения относятся к народам, которые могли принимать участие в этногенезе славян, однако степень этого участия варьируется в различных исторических реконструкциях. Самые ранние письменные свидетельства византийских авторов VI века имеют дело с уже сложившимся народом, разделённым на склавинов и антов. Упоминания о венедах как предках славян (или отдельном славянском племени) имеют ретроспективный характер. Свидетельства авторов римской эпохи (I-II вв.) о венедах не позволяют связать их с какой-либо достоверно славянской археологической культурой. Этногене з славя н - процесс формирования древнеславянской этнической общности, приведший к выделению славян из конгломерата индоевропейских племён.В настоящее время не существует общепризнанной версии формирования славянского этноса. Славяне как сформировавшийся народ впервые были зафиксированы в византийских письменных источниках середины VI века. Ретроспективно эти источники упоминают о славянских племенах в IV веке. Более ранние сведения относятся к народам, которые могли принимать участие в этногенезе славян, однако степень этого участия варьируется в различных исторических реконструкциях. Самые ранние письменные свидетельства византийских авторов VI века имеют дело с уже сложившимся народом, разделённым на склавинов и антов. Упоминания о венедах как предках славян (или отдельном славянском племени) имеют ретроспективный характер. Свидетельства авторов римской эпохи (I-II вв.) о венедах не позволяют связать их с какой-либо достоверно славянской археологической культурой.

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

Сварог был у славян богом Неба, отцом всего сущего. Сварог - отец ряда богов (Перун, Даждьбог-Радегаст, Огонь-Рарог-Семаргл); бог огненной стихии, творец, соотносимый с Гефестом орфической традиции и с ригведовским Тваштаром. Сварог был у славян богом Неба, отцом всего сущего. Сварог - отец ряда богов (Перун, Даждьбог-Радегаст, Огонь-Рарог-Семаргл); бог огненной стихии, творец, соотносимый с Гефестом орфической традиции и с ригведовским Тваштаром.

№ слайда 6

Описание слайда:

Славянским громовержцем был Перун. Его культ является одним из древнейших и восходит еще к 3 тысячелетию до н. э., когда воинственные иноевропейцы (арии) на боевых колесницах, обладавшие бронзовым оружием, подчиняли себе соседние племена. Славянским громовержцем был Перун. Его культ является одним из древнейших и восходит еще к 3 тысячелетию до н. э., когда воинственные иноевропейцы (арии) на боевых колесницах, обладавшие бронзовым оружием, подчиняли себе соседние племена. Перун был в большей степени богом-воином, чем воплощение оплодотворяющих землю весенних гроз, поэтому неудивительно, что вплоть до X в. - времени военных роходов киевлян - его культ не занимал центрального места, а в некоторых областях славянского мира был вообще неизвестен.

№ слайда 7

Описание слайда:

Богом плодородия, связанным с Навью (нижним миром), был Велес (Волос). Имя Велеса восходит к древнейшему корню "вел" со значением "мертвый". Но поскольку с миром мертвых связывались представления о магической силе, обладатель которой подчиняет себе людей, то этот же корень означает могущество и встречается в словах "власть", "велеть", "владеть","великий". Нисхождение в иной мир приносит герою всеведение, особую мудрость, нередко связанную с поэтическими особенностями, поэтому Велес - одновременно бог мудрости и поэзии (вещий певец Боян в "Слове о полку Игореве" назван внуком "внуком Велеса"). Богом плодородия, связанным с Навью (нижним миром), был Велес (Волос). Имя Велеса восходит к древнейшему корню "вел" со значением "мертвый". Но поскольку с миром мертвых связывались представления о магической силе, обладатель которой подчиняет себе людей, то этот же корень означает могущество и встречается в словах "власть", "велеть", "владеть","великий". Нисхождение в иной мир приносит герою всеведение, особую мудрость, нередко связанную с поэтическими особенностями, поэтому Велес - одновременно бог мудрости и поэзии (вещий певец Боян в "Слове о полку Игореве" назван внуком "внуком Велеса").

№ слайда 8

Описание слайда:

Повелитель Нави, Пекельного царства, Тьмы - есть могучий властитель Чернобог. Велика власть Черного бога, стремится он повергнуть Светлых богов и подчинить все своей власти, сковать вечным холодом. Вечным оппонентом Чернобога является Белобог, воплощение сил Яви. Вечно бьются они и ни один не может одержать решающей победы. Но раз в год Чернобог превращается в сияющего златовласого Белобога и ведет ожесточенную борьбу с Богом Тьмы (с самим собой). Так в мифе проиллюстрирована взаимосвязь и цикличность света и тьмы. Повелитель Нави, Пекельного царства, Тьмы - есть могучий властитель Чернобог. Велика власть Черного бога, стремится он повергнуть Светлых богов и подчинить все своей власти, сковать вечным холодом. Вечным оппонентом Чернобога является Белобог, воплощение сил Яви. Вечно бьются они и ни один не может одержать решающей победы. Но раз в год Чернобог превращается в сияющего златовласого Белобога и ведет ожесточенную борьбу с Богом Тьмы (с самим собой). Так в мифе проиллюстрирована взаимосвязь и цикличность света и тьмы.

№ слайда 9

Описание слайда:

Потрясения, связанные с Великим переселением народов, начавшимся с гуннского вторжения во времена Германариха и Божа, отрицательно сказались на развитии материальной культуры славян, даже больше чем на германской или римской провинциальной. Так, в приписываемой славянам пражско-корчакской культуре практически полностью исчезает и уступает место лепной изготовленная на гончарном круге посуда (составляет от 1 до 15 % находок), бывшая характерной для предшествующих ей пшеворской и черняховской культур, предположительно также отчасти славянских. Потрясения, связанные с Великим переселением народов, начавшимся с гуннского вторжения во времена Германариха и Божа, отрицательно сказались на развитии материальной культуры славян, даже больше чем на германской или римской провинциальной. Так, в приписываемой славянам пражско-корчакской культуре практически полностью исчезает и уступает место лепной изготовленная на гончарном круге посуда (составляет от 1 до 15 % находок), бывшая характерной для предшествующих ей пшеворской и черняховской культур, предположительно также отчасти славянских. Однако если родиной праславян считать не явно германскую пшеворскую и смешанную германско-сарматско-провинциально-римскую черняховскую культуру (готское государство Ойюм), а киевскую культуру (к северу от черняховской), а до неё, в 1-м тысячелетии до н. э. - вероятно, милоградскую, юхновскую и другие культуры (по видимому, с влиянием зарубинецкой), то никакого упадка и резкого изменения образа жизни, уровня технического развития и т. д. в пражско-корчаскской и пеньковской культурах не наблюдается. Основой экономики было земледелие, среди возделываемых культур в разных регионах преобладала пшеница либо просо, выращивались также ячмень, рожь, овёс. Вторым главным занятием славян было разведение крупного рогатого скота, свиней, овец, кур и уток. Населённые пункты были преимущественно не укреплённые, состоящие из 8-20 домов (до 92), в ряде регионов они располагались гнёздами на расстоянии 300−400 м. Гнёзда находились на удалении в несколько км. друг от друга. Жилища - полуземлянки, площадью 8-20 м², углублёные в землю на 0,5−1 м, с досчатым или обмазанным глиной полом. Стены - либо срубы, либо столбовые конструкции. Крыши двускатные с деревянным каркасом, крытым соломой. Неотъемлимой частью дома был очаг на западе славянских земель и печь на востоке. На севере, в области распространения славянской суковско-дзедзинской культуры, преобладали срубные полностью надземные постройки.

№ слайда 10

Описание слайда:

Основной ячейкой общества у славян являлась община, называемая в летописи «род». Судя по характеру жилищ и поселений, община состояла из семей, которые включали лишь ближайших родственников. Семейные обычаи у разных племен различались. Упоминаемые византийцами семейные порядки, похожи на обычаи полян, описанные «Повестью временных лет». Это были патриархальные нравы, с «утренними дарами» за невесту и ритуальными убийствами жен на могиле мужа. Другие племена практиковали полигамный брак с пережитками матриархата. Основным занятием общинников было земледелие. Ремесло носило домашний характер. Основной ячейкой общества у славян являлась община, называемая в летописи «род». Судя по характеру жилищ и поселений, община состояла из семей, которые включали лишь ближайших родственников. Семейные обычаи у разных племен различались. Упоминаемые византийцами семейные порядки, похожи на обычаи полян, описанные «Повестью временных лет». Это были патриархальные нравы, с «утренними дарами» за невесту и ритуальными убийствами жен на могиле мужа. Другие племена практиковали полигамный брак с пережитками матриархата. Основным занятием общинников было земледелие. Ремесло носило домашний характер.

№ слайда 11

Описание слайда:

В V веке на юге своего ареала пшеворская культура сменяется пражско-корчакской, которая вначале ограничивалась верховьями Одера, Вислы и Днестра. Другая славянская археологическая культура - суковско-дзедзинская - занимала среднее течение Одера. С VI века появляется и третья - пеньковская культура - от среднего течения Днестра до среднего течения Днепра и даже Северского Донца. В. В. Седов приписывает её антам, но надо заметить, что многие исследователи не считают её славянской. В V веке на юге своего ареала пшеворская культура сменяется пражско-корчакской, которая вначале ограничивалась верховьями Одера, Вислы и Днестра. Другая славянская археологическая культура - суковско-дзедзинская - занимала среднее течение Одера. С VI века появляется и третья - пеньковская культура - от среднего течения Днестра до среднего течения Днепра и даже Северского Донца. В. В. Седов приписывает её антам, но надо заметить, что многие исследователи не считают её славянской. В VI веке пражско-корчакская культура продвигается на правобережье среднего Днепра. С этого времени можно уверенно считать эти земли населёнными славянами. В 530-х годах славяне начинают вытеснять с территории современной Чехии и верховий Эльбы остатки германского населения, окончательно заселяя эти места после ухода в 568 лангобардов из Моравии в Италию. Обогнув Карпаты с юга, крупные массы славянского населения - носителей пражско-корчакской (склавинской) и пеньковской (антской) культур - проникают в VI веке в нижнее подунавье и междуречье Дуная и Днестра. Смешавшись с местным дако-романским населением, они образовали ипотешти-кындештскую культуру. Тут славяне столкнулись с Византийской империей и с этого времени непрерывно фигурируют в текстах византийских историков.

№ слайда 12

Описание слайда:

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Историческое развитие славяно-русского язычества «Язычество» - крайне неопределённый термин, возникший в церковной среде для обозначения всего нехристианского, дохристианского. Славяно-русскую часть обширного языческого массива ни в коем случае нельзя понимать как обособленный, независимый и только славянам присущий,вариант религиозных первобытных представлений. Главным определяющим материалом для изучения язычества является этнографический: обряды, хороводы, песни, детские игры, в которые выродилась архаичная обрядность, волшебные сказки, сохранившие фрагменты древней мифологии и эпоса. .

3 слайд

Описание слайда:

Мир тогдашних язычников состоял из четырёх частей: земли, двух небес и подземно-водной зоны. Это не являлось спецификой славянского язычества, а было результатом общечеловеческого стадиально-конвергентного развития представлений, которые варьировали в деталях, но в основном определялись этой схемой. Труднее всего разгадать древние представления о земле, о большом земельном пространстве, наполненном реками, лесами, полями, зверьём и человеческими жилищами. У многих народов земля изображалась как округлая плоскость, окружённая водой. Вода конкретизировалась или как море или же в виде двух рек, омывающих землю, что, может быть архаичнее и локальнее – где бы человек ни был, он всегда находился между каких-либо двух рек или речек,ограничивающих его ближайшее сухопутное пространство.

4 слайд

Описание слайда:

При князьях Игоре, Святославе и Владимире язычество стало государственной религией Руси, религией князей и дружинников. Язычество укреплялось и возрождало старинные, начавшие отмирать, обряды.Обновлённое язычество X в. формировалось в условиях соперничества с христианством, что сказалось не только в устройстве пышных княжеских погребальных костров, не только в гонениях на христиан и разрушении православных церквей Святославом, но и в более тонкой форме противопоставления русской языческой теологии греческой христианской.

5 слайд

Описание слайда:

Падение авторитета церкви уменьшало силу церковных поучений против язычества, и оно в XI – XIII вв. не угасало во всех слоях русского общества, но перешло на полулегальное положение, так как церковные и светские власти применяли к языческим волхвам суровые меры вплоть до публичного ауто-да-фе. Во второй половине XII в. наблюдается возрождение язычества в городах и в княжеско-боярских кругах. Объяснением возрождения язычества может служить оформившаяся с 1130-х годов кристаллизация полутора десятков крупных княжеств-королевств с устойчивыми своими династиями с усилившейся ролью местного боярства и более подчинённым положением епископата,оказавшегося в зависимости от князя. Обновление язычества сказалось в зарождении нового учения о неисповедимом свете, отличном от солнца, в культе женского божества, в появлении скульптурных изображений божества света.

6 слайд

Описание слайда:

В результате целого ряда сложных явлений на Руси к началу XIII в.создалось и в деревне, и в городе своеобразное двоеверие, при котором деревня просто продолжала свою религиозную прадедовскую жизнь, числясь крещёной, а город и княжеско-боярские круги, приняв многое из церковной сферы и широко пользуясь социальной стороной христианства, не только не забывали своего язычества с его богатой мифологией, укоренившимися обрядами и жизнерадостными карнавалами с их танцами, но и поднимали свою старинную,гонимую церковью религию на более высокий уровень, соответствующий расцвету русских земель в XII в.

7 слайд

Описание слайда:

В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей – то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает змей, похищающий красавиц, считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом.Такая вера получила название язычество, т.е. «народная вера». Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Эволюция погребальной обрядности и отличные друг от друга формы погребального обряда отмечают существенные перемены в осознании мира.Перелом в воззрениях древнего славянина произошёл ещё в праславянское время, когда погребение скорченных трупов в земле стало заменяться сожжением покойников и захоронением сожжённого праха в урнах. Скорченные погребения имитировали позу эмбриона в материнском чреве;скорченность достигалась искусственным связыванием трупа. Родичи готовили умершего ко второму рождению на земле, к перевоплощению его в одно из живых существ. Идея перевоплощения основывалась на представлении об особой жизненной силе, существующей раздельно с человеком: один и тот же физический облик принадлежит живому человеку и мёртвому.

10 слайд

Описание слайда:

В реальных археологических следах погребального обряда постоянно наблюдается сосуществование обеих форм – древней ингумации, захоронения покойников в земле. При трупосожжении же совершенно отчётливо проступает новая идея душ предков, которые должны находиться где-то в среднем небе, и, очевидно,содействовать всем небесным операциям (дождь, снег, туман) на благо,оставшимся на земле потомкам. Осуществив сожжение, отослав душу умершего в сонм других душ предков, древний славянин после этого повторял всё то, что делалось и тысячи лет тому назад: он хоронил прах умершего в земле и тем самым обеспечивал себе все те магические преимущества, которые были присущи и простой ингумации.Из числа элементов погребального обряда следует назвать: курганные насыпи, погребальное сооружение в виде человеческого жилища и захоронение праха умершего в обычном горшке для еды.

11 слайд

Описание слайда:

Обряд трупосожжения появляется почти одновременно с обособлением праславян от общего индоевропейского массива в XV в. до н.э. и бытует у славян 27 столетий вплоть до эпохи Владимира Мономаха. Процесс погребения представляется себе так: складывали погребальный костёр, на него«възложаху» мертвеца и это похоронное дело сопровождалось религиозно-декоративным сооружением - вокруг крады прочерчивали геометрически точный круг, рыли по кругу глубокий, но узкий ровик и устраивали лёгкую ограду вроде плетня из прутьев, к которому прикладывалось значительное количество соломы.Возможно, что именно такое сочетание погребальной «громады дров» с правильной окружностью ритуальной ограды, отделявшей мир живых от мира мёртвых предков, и именовалось «крадой».

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

В далекую эпоху, когда основным занятием славян была охота, а не земледелие, они верили, что дикие животные – их прародители. Славяне считали их могущественными божествами, которым следует поклоняться. У каждого племени был свой тотем, т.е. священное животное, которому племя поклонялось. Несколько племен своим предком считали Волка и почитали его как божество. Имя этого зверя было священным, его запрещалось произносить вслух.

14 слайд

Описание слайда:

Хозяином языческого леса был медведь – самый сильный зверь. Он считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия – именно с весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны.Вплоть до ХХв. многие крестьяне хранили в домах медвежью лапу как талисман-оберег, который должен защищать своего владельца от болезней, колдовства и все возможных бед Славяне полагали, что медведь наделен большой мудростью,почти всеведением: именем зверя клялись, а нарушивший клятву охотник был обречен на гибель в лесу.

15 слайд

Описание слайда:

Заяц относился к покровителям растительного мира.Он знает все о лесе, и без его ведома не ломается ни одна ветка.Заяц и сам отождествляется с плодородием, потому мотив зайца широко присутствует в свадебных песнях и присловьях. Заяц соотносится с «кощным царством».Он - один из охранителей смерти Кощея.

16 слайд

Описание слайда:

Из травоядных животных в охотничью эпоху наиболее почиталась Олениха(Лосиха) – древнейшая славянская богиня плодородия, неба и солнечного света. В противоположность настоящим оленихам богиня мыслилась рогатой, ее рога были символом солнечных лучей. Поэтому оленьи рога считались мощным оберегом от всякой ночной нечисти и прикреплялись либо над входом в избу,либо внутри жилища. Небесные богини – Оленихи – посылали на землю новорожденных оленят,сыпавшихся, подобно дождю, из туч.

17 слайд

Описание слайда:

Среди домашних животных славяне более всего почитали Коня, ведь некогда предки большинства народов Евразии вели кочевой образ жизни, и в облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце. Позднее возник миф о боге солнца, едущем по небу на колеснице.

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

В древнерусской мифологии Змей представлен в нескольких разновидностях: Змей-воитель,выезжающий на битву вооруженным по-воински, на богатырском коне, с черным вороном на плече, с бегущей позади собакой(ветер Хорт); Змей-похититель красавиц; Змей Огненный-с круглой головой, со спиной «корытом», с копытами, с длинным конским хвостом; Крылатый Змей.

20 слайд

Описание слайда:

Самым грозным считался владыка подземного и водного мира-Змей.Северные славяне поклонялись Змею-владыке подземных вод-и называли его Ящер.Святилище ящера располагалось на болотах,берегах озер и рек.В качестве жертв Ящеру кидали в болото черных кур, а также молодых девушек,что отразилось во многих поверьях.

21 слайд

Описание слайда:

Рядом с чисто мифическими существами, приносящими вред и саму смерть, древний человек замечал и реальных людей,обладающих магической силой воздействия, наносящих «порчу», «урок», болезни,сеющих вражду.Объяснение действий таких людей(к ним относили колдунов и ведьм) тоже имело мифологическую основу и уходит своими корнями в первобытную магию. Магические представления обусловили систему ритуальных действий и заговоров, которые в неизменном виде передавались из поколения в поколение, пока не приобрели архаический и потому священный характер, став доступными лишь избранным людям-колдунам.

22 слайд

Описание слайда:

Колдуны-непосредственные наследники древних «магов»,служивших преимущественно светлым стихиям и их божественным воплощениям, пока христианская церковь не отождествила их с нечистой силой, которая в сознании человека отождествлялась с различного рода вредоносными явлениями и существами, окружавшими человека в природе и в местах его непосредственного обитания.

23 слайд

Описание слайда:

Условно можно выделить два разряда нечистой силы.К первому относится та, что приносит человеку исключительно зло: щекотит до смерти,насылает болезни и бессонницу, похищает детей,соблазняет женщин,вызывает неотвратимые наваждения и кликушества.Ко второму- та, что в зависимости от поведения и деятельности человека, дает полезные советы и чудодейственные средства, обучает мастерству, предупреждает о бедствиях.

24 слайд

Описание слайда:

Ведьмы(колдуньи) шире известны на Украине и в Белоруссии, чем среди великороссов.они способны прорицать, наделены поэтическим даром, искусством исцелять болезни и привораживать.Но более всего «славятся» вредоносными действиями,вызывая стихийные бедствия,насылая порчу, превращая людей в животных и оборачиваясь с виней,ворон и других животных женского рода.

25 слайд

Описание слайда:

Считалось,что ведьмы рождаются от связи женщины с нечистой силой или со Змеем.Особенно опасными становятся ведьмы во время календарных праздников, особенно 18января.

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

Многие из мифических птиц имеют космологическое значение.Среди них грифон- представитель высшей мировой силы.Он ежегодно побеждает мертвящее начало кощных сил.

28 слайд

Описание слайда:

Алконост,мифическая райская птица с человеческим лицом, обитает где-то в благодатном пространстве.Алконост сближен со стихией:снесенные яйца погружает в глубину моря, после чего оно успокаивается на шесть дней

29 слайд

Описание слайда:

Особым местом обитания мифических птиц считался остров Буян.Там живет Стратим- птица, которая, подобно Морскому царю, колышет воды и может потопить корабль

30 слайд

Описание слайда:

Мифопоэтическим воплощением небесных стихий считался Сокол.В нем отмечалась боевитость,победоносность, неотразимость в сражениях со змеевидным противником.В волшебных сказках говорится что эта птица быстра как свет или молния.

31 слайд

Описание слайда:

Ворон-демонический персонаж русской мифологии,считавшийся самой мудрой и вещей птицей.В волшебных сказках он добывает живую и мертвую воду, представляет ветер, его железный клюв сравнивается с молниеносной стрелой.

32 слайд

Описание слайда:

К небесным птицам грозы, бури, огня принадлежит аист.Он мог принести пожар, если его потревожить, но если огонь все-таки возник, то живущий поблизости аист со своими сородичами немедленно приносил воду в клюквах.

33 слайд

Описание слайда:

Из глубокой древности идет вера в ласточку как «божью птицу».Она запирает на зиму небо, а после возвращения весной из вырия вновь отпирает его. Ласточка-покровительница семьи-называлась «хозяйка», «домовитка», «домаха».

34 слайд

Описание слайда:

Жаворонок- воплощение жары и ясного неба.Он же, подобно ласточке, приносит весну.

35 слайд

Описание слайда:

Вещие птицы Филин и Сова, главным образом,предвещают несчастье, особенно если усядутся на угол дома и начнут кричать.Их когти и кости употребляли для отгона нечистой силы, их жгли и кадили этим дымом во дворе и доме.

36 слайд

Описание слайда:

С голубем соединялось представление о блаженном счастье и любви.Считалось, что голубинное сердце указывает верную дорогу к любви.Для чарования обычно выбирали белых голубя и голубку, чьи сердца засушивали в печи и,завернув в холстину, носили возле своего сердца

37 слайд

Описание слайда:

Мифопоэтический образ лебедя сопрягался со многими значениями, в том числе с целомудрием,женской красотой, гордым одиночеством,любовью,преданностью и смертью.

38 слайд

Описание слайда:

Сорока служила оберегом от разбушевавшегося Домового.Убитую сороку подвешивали в стойле, чтобы лошади были «веселыми».Она же связывалась с превращенными ведьмами и злыми силами.

39 слайд

Описание слайда:

40 слайд

Описание слайда:

Домовой покровительствовал хозяйству:если хозяева были старательны,об к благу прибавлял благо, а за лень наказывал бедой. Вера в домового тесно переплеталась с верой в то, что умершие родичи помогают живым. В сознании людей это подтверждается связью домового с печью. В древности многие верили, что именно через дымоход в семью приходит душа новорожденного и также через дымоход уходит дух усопшего. Изображения домовых вырезали из дерева и представляли собой бородатого мужика в шапке. Такие фигурки назывались чурами и одновременно символизировали умерших предков.

41 слайд

Описание слайда:

В овине обитал Овинник(Гуменник), он прячется в овине,так как труслив, но зато надежно оберегает хлеб.Для доброго хозяина Овинник способствует хорошему примолоту, а нерадивому может и овин поджечь.В ночь под Новый год к Овиннику приходили погадать девушки.