Доверенности

Научные проекты для школьников. Сто самых интересных тем для школьных проектов

Научные проекты для школьников. Сто самых интересных тем для школьных проектов
I . Введение.
Каждый народ на Земле, независимо от цвета кожи и расы, имеет свои обычаи и верования, свой язык и свои легенды. Каждый народ имеет свою историю. Каждый народ внес в общечеловеческую культуру свой вклад. Неважно, велик этот вклад или мал, важно то, что он неповторим. Своя история, свой вклад и у мордовского народа.
Мордовская свадьба интересна своими традициями и обрядами, театрализованными действами и персонажами, красочностью костюмов и красотой песен. В современном мире традиции забываются и сейчас когда интерес к национальным ценностям начинает возрастать, мы возвращаемся к этническим корням для того чтобы показать на сколько они важны и интересны. Ведь познавая свою культуру, мы познаем историю своего народа. Впервые опубликовал свои работы по мордовской свадьбе П.И. Мельников – Печерский в «Симбирских губ. ведомастях» за 1851 под названием «Эрзянская свадьба» (№25) и «Мокшанская свадьба» (№26). Не случайно А.Н Посадский называет П.И Мельникова _ Печерского первооткрывателем мордовской свадебной поэзии. В 1866 г. этнограф С. Крантовский публикует в «Самарских губ. ведомастях» (№26) статью «Свадьба у Мордвы Бугульминского уезда Самарской губернии. И. И. Лепехин, И.Г.Георги, М.Д. Чупнов, М. Попов, Д.Н. Орлов, В. Ауновский, так же занимались собиранием и изучением мордовских свадебных обрядов. Значительную роль сыграла деятельность В.Н. Майнова. В работах «Очерки быта Мордвы» (1879) и «Очерк юридического быта Мордвы» (1885) он обобщил сведения о мордовском народе, собранные как его предшественниками, так и им самим. В период с 1880 по 1917 годы, начинает свою собирательную и научную деятельность выдающийся мордовский фольклорист, этнограф, историк и литвист М.Е. Евсевьев (1864 - 1931). Он произвел первые научные записи текстов свадебной поэзии и изучил их связи с обрядами. Традиционные обряды мордвы привлекли внимание не только ученых этнографов, историков и фольклористов. Мордовская свадьба стала источником творчества ряда художников Мордовии, которые попытались передать столь сложное театральное действо, характер персонажей и само праздничное настроение в своих работах. Следует отметить таких художников как Ф.В. Сычков и его картина «Молодая», И.И. Сидельников «Мордовские вышивальщицы. Приданое», В.А.Попков «Свадьба в селе», «Невеста», О.В. Филипеня «Мордовские невесты», Медведев Г.А «Плачь мордовской невесты».
Отмеченные исследования убедительно аргументируют единство мордовского народа и его культуры.

1.Цель исследования. Выяснить сущность мордовской свадьбы, проследить особенности свадебных обрядов мордвы. 2. Задачи исследования. ·
Проанализировать публицистические и литературные источники, посвящённые данной теме.
· Рассмотреть структуру свадебного обряда мордвы. · Воссоздать целостную картину бытования свадьбы. · Обобщить изученный материал. · Сделать выводы по изученной литературе.
3. Методы исследования.
В данной работе использованы следующие теоретические и практические методы исследования:
1. Выборка материала по теме.
2. Анализ литературы по теме.
3. Обобщение изученного материала.
4. Выводы по собранному материалу.
5. Интервью

4. Объект исследования
Мордовская свадьба как историко-культурное и этнографическое явление.
5. Предмет исследования
Мордовская свадьба, в Зубово-Полянском районе, как историко-культурное и этнографическое явление.
\
6. Гипотеза
История мордовского народа, как и любая иная история – часть современной культуры, а не угасший мир. Всё большее число людей приобщается к ней, познавая и осмысливая обряды и обычаи мордвы.
7.Актуальность
Актуальность данной темы обусловлена всё возрастающим интересом мордовского народа, а также людей других национальностей, живущих на территории республики Мордовия, к своему историческому прошлому.
В настоящее время наметилась тенденция возрождения национальных традиций, обычаев и обрядов. К ним относится свадебный обряд - наиболее знаменательное событие в жизни любого народа. Свадьба является краеугольным камнем в процессе создания семьи.
II . Основная часть.
1. Свадебные обряды мордвы.
Свадебные обряды мордвы отличались большой сложностью и разнообразием, определялись особенностями расселения, многообразием контактов отдельных ее групп с соседями. Традиционные обряды, приуроченные к разным историческим этапам, должны были способствовать благополучному ходу развития этноса и знаменовали переход жениха и невесты в новую социальную категорию - категорию семьи. Свадебный цикл мордвы начинался со сватовства («ладяма» - мокша, «ладямо» -эрзя). Сватовство у мордвы проходило в несколько этапов. Прежде чем в дом невесты отправлять сватов для предварительных переговоров, туда шел один из родственников жениха («ингольдень якай» - мокша - «вперед идущий»). Придя в дом невесты, он садился под так называемую матицу, где, как считалось, пребывала хранительница дома. Под матицу гости садились еще и потому, что она якобы «опутывала», связывала, и тогда сватов уже не прогонят. В тех деревнях, где свадебный обряд мордвы сохранял больше традиционных черт, сватать ходили только мужчины. Порядок, при котором сватать ходили мужчины, может быть отголоском так называемого брака умыканием. Исследователи мордвы отмечали, что в некоторых местах умыкание невест существовало приблизительно до середины XIX в. Окончательная договоренность о предстоящей свадьбе достигалась во время большого сватовства, которое называлось «симома» - мокша, «симема» - эрзя (букв. «питье») - «запой», «пропой». Во время него договаривались о «кладке» за невесту («питне» - мокша), о подарках, которые она должна была сделать родственникам жениха, и о приданом. У мордвы, как у мокши, так и у эрзи, существовал обычай после сватовства знакомиться с хозяйством жениха. Этот обряд назывался «дом глядеть» или «смотреть место» («васта варджама» - мокша, «тарка вачамо» - эрзя). Этот обычай был широко распространен и у русского населения, живущего в Мордовии. У мордвы этот обряд не имел значения серьезного ознакомления с хозяйством жениха. Иногда родственники невесты приходили в дом жениха и на следующий день. Это посещение называлось «печурки смотреть». Оно имело шуточный, веселый характер: родственники невесты вооружались чем попало и грозили хозяину сломать печь, если он не откупится от них угощением. Значительным событием предсвадебного периода у мордвы было обрядовое мытье невесты в бане накануне свадьбы или за несколько дней до нее («стиръ баня»-мокша, «тейтеренъ баня» - эрзя, т. е. «девичья баня»). Баню для невесты топили подруги или невестки. Посещение девичьей бани у мордвы сопровождалось причитаниями и было обставлено особыми церемониями. Смысл девичьей бани у мордвы состоял в очищении водой, так как известно, что у мордвы существовала вера в очистительную силу воды. Возможно, посещение бани невестой накануне свадьбы было ее прощанием с покровительницей бани («баня - ава» - мокша, эрзя). Возвращаясь из бани, невеста благодарила ее за то, что она вымыла ее. Для мордовской свадьбы характерно прощание невесты с девичеством, когда она с причитаниями дарила каждой из подруг алую ленту. Большое значение придавалось у мордвы выпечке свадебных пирогов в доме жениха. Особо торжественно, с многочисленными обрядами ставили для них тесто. В данном обряде активно участвовали родственницы жениха. В период между сватовством и свадьбой из дома жениха несколько раз приходили к невесте его родственники с гостинцами, чтобы назначить день ее проведения. Также существовал обычай ходить от невесты в дом жениха снимать мерку со стола и окна для того, чтобы сшить по этим размерам скатерть и занавески. Это сравнительно поздний обычай, называемый у мордвы «моркш мерама» - мокша («стол мерить») и «навеска мерама» - мокша («занавески мерить»), был распространен в с. Зарубкино, Каргалы, Новые Выселки Зубово-Полянского района. Родственницы невесты ходили к жениху также за рубахой, по размеру которой невеста шила ему в подарок рубаху к свадьбе. Подруги невесты и ее родственницы относили эту рубаху жениху, а в подарок стряпухам -полотенца. У мордвы было принято, чтобы невеста делала подарки не только жениху, но и его родственникам. Будущей свекрови она дарила «рукава» (рубаху со станом), свекру - рубаху и штаны, а другим родственникам - более мелкие подарки. Готовить эти подарки невесте помогали подруги. Вечером накануне свадьбы мать невесты угощала ее подруг ужином, а сама невеста благодарила их за помощь в приготовлении к свадьбе. Венчание жениха и невесты сочеталось с обрядами, направленными на предохранение от злых сил. В конце XIX - начале XX в. венчание обычно совершалось в тот день, когда невесту забирали в дом жениха. За невестой приезжал «свадебный поезд», который состоял из родственников жениха. Большую роль при этом играли крестные жениха. Свахой обычно была крестная мать жениха - главное лицо в свадебном поезде. Вторым по значению лицом свадебного поезда был человек - посаженый отец «батьке» - мокша, который охранял жениха от порчи. К нему молодая относилась с особым почтением в течение всей жизни. В некоторых местах «батьке» на свадьбе не было, и его роль выполнял «покш куда» - эрзя -«старший поезжанин», который был следующим после батьке свадебным персонажем. Нужно отметить, что в разных районах состав, название и назначение свадебных чинов варьировало. У мордвы-мокши Краснослободского, Темниковского и некоторых других районов главным свадебным персонажем был «торынъ ганды» -мокша («тор» - «сабля», «ганды» - «идущий»). Им был обычно зять жениха, муж его сестры. Здесь в поезде жениха были «рьвянянъ морайхтъ» -мокша (букв. «поющие в честь невесты») -девушки, в обязанность которых входило в песнях охаивать невесту. Следует отметить, что батьке играл роль охранителя жениха, невесты и всего свадебного поезда. Для этого он трижды с иконой в руках обходил вокруг свадебного поезда перед его отъездом в дом невесты. Торынъ ганды у мордвы-мокши делал это ножом или саблей. Большую роль в свадебной церемонии у мордвы-мокши играла крестная мать жениха - «крестный дедей». Поезжане, не наделенные особыми функциями, назывались «кудат» - мокша, эрзя. В некоторых местах все кудат, за исключением свахи -«кудавы», были мужчинами. В тех местах расселения мордвы, где в свадьбе сохранилось больше традиционных черт, жених не ездил за невестой со свадебным поездом. Молодые встречались у церкви. Когда свадебный поезд подъезжал к дому невесты, ее родственники запирали ворота и требовали выкуп, высмеивая или величая приехавших. Сваха у ворот тоже пела, прося быстрее впустить поезжан в дом. Войдя в дом, поезжане должны были дать еще ряд выкупов, в частности выкупить место около невесты. После благословения невесты родителями ее близкие родственники - «урьвали» - мокша - брали ее на руки и выносили во двор. Невеста пыталась сопротивляться, хваталась за дверной косяк и с причитаниями покидала родительский дом. В конце XIX в. из дома невесты свадебный поезд отправлялся в церковь, а оттуда в дом жениха. Лишь в некоторых местах у мордвы свадебный поезд ехал вначале в дом жениха, а уже оттуда в церковь. Например, в Стандрово Темниковского уезда Тамбовской губернии (ныне Теньгушевский район) невесту привозили в дом жениха вечером. Венчание происходило на следующий день. Такой порядок, вероятно, пережиток того времени, когда венчание не входило в свадебную обрядность мордвы. После венчания молодую пару встречали в доме родителей жениха. Здесь родители молодого встречали их хлебом-солью, осыпали хмелем. Этот древний обряд имел магический смысл обеспечения деторождения. У мордвы молодых встречала обычно и «овта» («медведь» - мокша) - женщина, одетая в шубу, вывернутую наизнанку. В руках она держала сковороду с хмелем и потухшими углями, которую подставляли под ноги молодой. Она трижды должна была отшвырнуть ее. В конце XIX в. этому обряду придавали значение определения характера молодой. Большое значение у мордвы придавалось надеванию молодой женского головного убора. Этот обряд совершался через 5-6 недель после брака и сопровождался жертвоприношениями покровителям дома, двора и предкам. В одних местах женский головной убор молодой надевали после венчания в церковной сторожке, в других - после брачной ночи. По другим данным, это делали через год после свадьбы или после рождения ребенка. Разница во времени надевания могла быть вызвана включением после христианизации мордвы в ее свадебные обряды церковного венчания. Возможно, в этом нашло отражение как былое деление женщин на половозрастные группы, так и изживание этой системы. Наряду с этими обрядами, у мордвы широко был распространен обряд представления молодой печке в доме родителей мужа. И. Н. Смирнов связывал его с существовавшей у мордвы верой в то, что в доме есть покровительница печи. Молодую подводили к ней для того, чтобы она вошла с ней в добрые отношения. Интересным и своеобразным являлся мордовский обряд наречения «невесткой» -«лемдима» («лем» - «имя» - мокша).На второй день свадьбы свекровь, уредев или какой-то другой родственник молодого нарекал молодую особым названием «невестки» в зависимости от того, женой какого по счету сына она была. Этим именем ее называли в дальнейшем все члены семьи мужа, кроме него самого, свекра и свекрови. Свекор и свекровь называли молодую «урьва» - мокша, эрзя - «сноха», а муж называл ее по прозвищу или используя местоимение («ты», «эй, ты»). Этот обряд совершался тоже перед печью. Связан он был, вероятно, с очистительной силой огня и воды (в некоторых местах обряд сопровождался перешагиванием молодой через ушат с водой и обрызгиванием ее и присутствующих этой водой). При наречении молодой ее стукали по лбу специально для этого испеченным хлебом (это говорит о том, что этот обряд мордвы связан с земледелием). Новое имя молодой служило знаком ее принадлежности к новой семье и указывало на ее положение в ней. Этот обряд почти всюду исчез у мордвы-эрзи и был распространен главным образом у мордвы-мокши. Можно предполагать, что в прошлом он был одним из основных обрядов мордовской свадьбы. Особыми церемониями сопровождалось у мордвы представление молодой в доме мужа усопшим предкам, хранителю двора, богине воды. Хранительнице воды - Ведь - аве - эрзя-мокша - молодая раньше делала приношения, она одаривала тех, кто «показывал» ей дорогу к колодцу. Родственники молодой у мордвы в ряде мест назывались «горные». Они приходили в дом родителей молодого в день венчаний, на второй или третий день после него. Для них накрывали два стола - один для мужчин, другой для женщин. У мордвы-мокши второй день свадьбы назывался «потиха ши» («потешный день»). Гости рядились кто во что, в некоторых местах били горшки. Из дома молодой приходили ее родственники «искать ярку».После этого обряда поезжане покидали свадьбу. На второй день свадьбы молодую заставляли мести пол. Присутствующие бросали на пол мусор, деньги, которые шли в пользу новобрачной. Когда она в первый раз в доме мужа шла за водой, встретившиеся ей по дороге люди обрызгивали ее водой. Во время первого посещения бани в новой семье («одирвань баня» - мокша, эрзя - «баня молодой») молодая одаривала всех родственниц мужа кольцами. При выходе из бани она оставляла кольцо и в дар хранительнице бани. В первую после свадьбы Пасху молодая одаривала родственников мужа. В это время ее вводили в дома родственников. В конце XIX в. у мордвы в той или иной мере сохранялся обычай возвращения молодой в дом родителей через некоторое время после свадьбы. Он назывался «потавтома», «потавкс» - мокша, эрзя («возвращение»). Через неделю или две после свадьбы в праздничный день за молодой приезжали ее братья или другие близкие родственники и отвозили ее в дом родителей на неделю или две. У мордвы-мокши молодая ездила к своим родителям недели за четыре до религиозных праздников (Рождество, Пасха и др.) и оставалась там до самого праздника. Здесь перед Пасхой одна из ее родственниц («прянь понай») надевала ей женский головной убор и делала женскую прическу. Таким образом, свадебная обрядность мордвы конца XIX - начала XX в. представляла собой яркое, самобытное явление культуры. Некоторые из обрядов относились к сфере магических действий, направленных на охрану молодых от сглаза, порчи (втыкание иголок или булавок в одежду жениха и невесты, закрывание лица невесты, обход свадебного поезда одним из свадебных персонажей, отдельное кормление молодых и др.) или на плодородие (обсыпание хмелем, сажание им на колени ребенка и др.). Со временем одни обряды утрачивали свой первоначальный смысл и исполнялись лишь по традиции, другие получали новое осмысление, третьи приобретали шуточный, игровой характер. 2. Интервью
В своей работе я использовала не только теоретические, но и практические методы исследования, такие, например, как интервью у руководителя секции краеведения Зубово- Полянского района Якуниной Анны Петровны. Ниже я хотела бы предоставить вашему вниманию интервью.
1. С чего начинался свадебный цикл у мордвы?
Свадебный цикл у мордвы начинался со сватовства.
2. Что вы можете рассказать о сватовстве?
Сватовство начиналось с обрядовых церемоний, связанных с выбором девушки-невесты. Учитывалась здесь добрая слава рода, трудолюбие, здоровье девушки-невесты и состояние ее родителей. Оно продолжалось в доме невесты, куда приходили «ходоки» со стороны жениха. Выбирали один из легких дней, то есть, когда людям везет. Здесь, они, вместе с родителями невесты после некоторых церемоний, или даже споров, договаривались о цене, дарах и т.д. В зависимости от материального состояния родителей жениха, невесте давали разную цену.
3. Так же я слышала о таком обряде, как «васта варжама». Что вы можете о нем рассказать?
После церемонии «сватовства» родители невесты приходили в дом жениха, осматривать его имущество. И если родители невесты удовлетворены, то они приглашали приехать к себе на окончательный «пропой», это называется «прокс симома»- по-мордовски.
4. Было ли венчание у мордвы, и в чем заключалась данная церемония?

Венчание у мордвы появилось после принятия христианизации. После прощания невесты с родительским домом, свадебный поезд направлялся к церкви, где молодые венчались. «Брак-это есть таинство, в котором при свободном перед священником и церковью, обещание жениха и невесты взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз.
5. Кто готовил свадебные наряды для жениха и невесты? Для жениха родители справляли так называемый полный костюм. Полный костюм состоял из рубахи, пиджака, длинных брюк, обуви, головного убора (кепки, или же фуражки)- был приобретен на семейный бюджет. В этом приобретении активное участие принимал отец.
Особое внимание уделяли костюму девушек. Девушка, когда на выдаче, и платок купят поярче, и лент родители не пожалеют. Основная забота за их наряд лежала на матерях. Деньга на них женщины выделяли из средств, которые получали от продажи холста, молочных и овощных продуктов. Девичья одежда составляла основную, а порой и единственную часть приданного, которое являлось неотъемлемым женским имуществом. По народным обычаям свадебный наряд переходил от матери к дочерям. В возрасте с 7 до 8 лет девочки уже приступали к вышиванию, а с 14-15 лет они уже начинали ткать. С раннего возраста девочки начинали готовить себе свадебный костюм, который назывался «шуваня щам».
6. В те времена у девушек были довольно интересные имена. А сохранялось ли имя девушки после замужества?
Интересным и своеобразным являлся мордовский обряд наречения «невесткой» -«лемдима» («лем» - «имя» - мокша).На второй день свадьбы свекровь, уредев или какой-то другой родственник молодого нарекал молодую особым названием «невестки» в зависимости от того, женой какого по счету сына она была. Этим именем ее называли в дальнейшем все члены семьи мужа, кроме него самого, свекра и свекрови. Свекор и свекровь называли молодую «урьва» - мокша, эрзя - «сноха», а муж называл ее по прозвищу или используя местоимение («ты», «эй, ты»).
III . Заключение
Многое можно увидеть в исторических далях, если посмотреть на развитие народа пристально и не спеша. Великий французский историк Марк Блок писал: «Человек века электричества или авиации чувствует себя – возможно, не без некоторых оснований – очень далёким от своих предков. Из этого он легко делает уже, пожалуй, неосторожный вывод, что он ими больше не детерминирован». Но вряд ли это соответствует истине. Прошлое, настоящее и будущее составляют непрерывный поток жизни народа. Его частью являемся и мы сами. И разорвать эту цепь или изъять хотя бы одно её звено просто немыслимо. Ничто не может быть зачёркнуто, предано забвению из того, что было. История мордовского народа, как и любая иная история – часть современной культуры, а не угасший мир. Всё большее число людей приобщается к ней, познавая и осмысливая обряды и обычаи мордвы. В последние годы получило распространение такое явление, как «манкуртизм». Манкурт – человек без памяти, без традиций, человек, оторванный от своего народа, от его культуры и истории. Он утратил связь с родной культурой, но и не обрёл связей с иными культурами. Он оказался как бы вне традиции, как национальной, так и общечеловеческой. Манкуртизм – явление страшное, грозящее подорвать корни человеческой цивилизации. Именно поэтому обращение к прошлому, к истокам просто необходимо. Необходимо для восстановления исторической памяти, для возобновления прерванной связи времён.

Исследовательская работа. Что такое исследовательская работа. Исследовательская работа «.». Исследовательская работа на тему. Конкурс исследовательских работ. Исследовательская работа по краеведению. Методика исследовательской работы. Учебно-исследовательский проект. Исследовательский проект «Снегурочка». Исследовательский творческий проект.

Учебно-исследовательская работа учащихся. Исследовательская работа учителя и учащихся. Организация учебно-исследовательской работы. Исследовательские методы и методики. Конкурс творческих и исследовательских работ. Творческая исследовательская работа на тему. Исследовательская работа «Тайна имени». Что такое радуга (исследовательская работа).

Исследовательская работа Тема: «Медведи». Проект исследовательской направленности. Исследовательская работа «Морские свинки». Как подготовить презентацию исследовательской работы. «О наших именах» Исследовательский проект. Исследовательский проект «Я помню. Исследовательская работа на тему: «Что в имени тебе моем.

Исследовательская работа на тему: «Пальмовое масло». Исследовательская работа по теме «Орнамент». Исследовательская работа на тему: «Компьютерный сленг». Исследовательский поект. Исследовательская работа «Откуда мы родом. Исследовательская работа на тему: Почему мы играем в Лего. Исследовательский проект «Родная улица моя».

Подробный план создания исследовательской работы.

Работа над исследовательским проектом проходит в несколько этапов:

1. Выбор темы.

2. Определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования.

3. Подбор и изучение материалов по теме: литература, другие источники.

4. Выбор методов исследования.

5. Разработка плана проекта и его реализация.

6. Написание исследовательского проекта.

7. Оформление исследовательского проекта.

8. Защита исследовательского проекта (презентация, доклад).

Первый этап – выбор темы

Выбор темы для исследовательского проекта должен отвечать следующим требованиям:

1. Тема должна соответствовать склонностям автора.

2. Основные тексты должны быть достижимы (то есть физически доступны для автора).

3. Основные тексты должны быть постижимы (то есть интеллектуально посильны для автора).

Второй этап - определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования

При определении цели исследования необходимо ответить на вопросы:

1. Какой результат предполагается получить?

2. Каким видится этот результат ещё до его получения?

Под задачами исследования понимается то, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.

Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.

Определяются также объект, предмет проекта.

Объектом исследования называется процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения. Главный вопрос при определении объекта - Что рассматривается ?

Предмет исследования определяется при ответе на следующие вопросы:

1. Как рассматривать объект?

2. Какие отношения ему присущи?

3. Какие аспекты и функции выделяет исследователь для изучения объекта.

Третий этап - подбор и изучение материалов по теме

При изучении материалов по выбранной теме, принято все источники делить на первоисточники и вторичные источники.

При работе с книгами первоисточниками считается первоиздание или академическое издание текста

Четвертый этап - выбор методов исследования

Обязательно в исследовательском проекте указание на методы исследования, которые служат инструментом для добывания фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной цели. Существуют следующие методы исследования (тебе нужно выбрать подходящие для своей работы):

Наблюдение. (Представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего на работу органов чувств человека: зрения, слуха, осязания, обоняния),.

Сравнение. (Позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам.)

Измерение. (Процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.)

Эксперимент или опыт. (Предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях).

Моделирование. (Построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов. По характеру моделей выделяют предметное и знаковое моделирование. Предметным называют моделирование, в ходе которого исследование ведется на модели, воспроизводящей геометрические, физические, динамические, либо функциональные характеристики объекта – оригинала. При знаковом моделировании моделями служат схемы, чертежи, формулы и т.п.).

Беседа, анкетирование, или опрос. (Организуется с целью выявления индивидуальных особенностей личности, её желаний, позиции).

Пятый этап - разработка плана проекта и его реализация

При работе над исследовательским проектом необходимо наметить рабочий план.

Рабочий план поможет прояснить, что необходимо сделать. Далее идет его реализация: проводятся наблюдения, эксперименты, опыты, беседы, опросы, анкетирования и т.п. согласно выбранным методам.

Шестой этап - написание исследовательского проекта

При написании исследовательского проекта следует учитывать, что язык и стиль его - научный.

Научный стиль имеет свои особенности:

Подчеркнутую, строгую логичность, проявляющуюся в том, что все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте;

Точность, которая достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов;

Объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности. В языковом плане эти свойства проявляются в том, что в научных текстах не принято использовать эмоционально-оценочную лексику, а вместо местоимения «я «и глаголов в 1-м лице единственного числа чаще употребляются предложения неопределенно-личные (считают, что……), безличные (известно, что……), определенно-личные (рассмотрим проблему…);

Ясность - умение писать доступно и доходчиво;

Краткость - умение избежать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора.

Исследовательские проекты — самостоятельные (или групповые) проекты учащихся.

Работа над исследовательским проектом проходит в несколько этапов:

  1. Выбор темы.
  2. Определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования.
  3. Подбор и изучение материалов по теме.
  4. Составление библиографии.
  5. Выбор методов исследования.
  6. Разработка плана проекта.
  7. Написание исследовательского проекта.
  8. Оформление исследовательского проекта.

Первый этап – выбор темы

Выбор темы для исследовательского проекта должен отвечать следующим требованиям:

1. Тема должна соответствовать склонностям конкретного ученика (то есть соответствовать прочитанным книгам, а также политической, идейной, духовной культуре ученика).

2. Основные тексты должны быть достижимы (то есть физически доступны для конкретного ученика).

3. Основные тексты должны быть постижимы (то есть интеллектуально посильны для конкретного ученика).

Второй этап — определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования

При определении цели исследования необходимо ответить на вопросы:

1. Какой результат предполагается получить?

2. Каким видится этот результат ещё до его получения?

Под задачами исследования понимается то, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.

Гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.

Определяются также объект, предмет проекта.

Объектом исследования называется процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения. Главный вопрос при определении объекта — Что рассматривается?

Предмет исследования определяется при ответе на следующие вопросы:

1. Как рассматривать объект?

2. Какие отношения ему присущи?

3. Какие аспекты и функции выделяет исследователь для изучения объекта.

Третий этап — подбор и изучение материалов по теме

При изучении материалов по выбранной теме, принято все источники делить на первоисточники и вторичные источники.

При работе с книгами первоисточниками считается первоиздание или академическое издание текста

Перевод, антология, пересказы, сделанные другими авторами, даже оснащенные длиннейшими цитатами, источниками не являются.

Четвертый этап — составление библиографии

Составление библиографии неотъемлемая часть работы над исследовательским проектом.

Существуют определенные правила оформления библиографического списка, такие как:

1. Список составляется строго по алфавиту, причём издания на русском языке пишутся вначале, а уже за ними — издания на иностранных языках.

2. Источники (документальные материалы, воспоминания, переписка, и т.п.) пишутся в начале, за ними — исследования. Так, например, можно разделить библиографию на источники и литературу.

3. Правила, используемые при составлении списка литературы те же, что и при составлении сноски. Разница лишь в том, что в конце описания указывается общее количество страниц в книге либо страницы, на которых опубликована статья в сборнике, газете, журнале.

Пятый этап — выбор методов исследования

Обязательно в исследовательском проекте указание на методы исследования, которые служат инструментом для добывания фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной цели (Таблица 1).

Таблица 1

Выбор методов исследования

Методы исследования

Характеристика

Наблюдение

Представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность.

Сравнение

Позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам.

Измерение

Процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.

Эксперимент

Предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью изучения их без осложняющих процесс сопутствующих обстоятельств.

Абстрагирование

Сущность этого метода состоит в мысленном отвлечении от несущественных выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.

Процесс абстрагирования – это совокупность операции, ведущих к получению такого результата (абстракции). Примерами абстракции могут служить бесчисленные понятия, которыми оперирует человек не только в науке, но и в обыденной жизни: дерево, дом, дорога, жидкость и т.п.

Анализ

Изучение каждого элемента или стороны явления как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы, выделение в нем отдельных сторон

Синтез

Соединение элементов, свойств (сторон) изучаемого объекта в единое целое (систему), осуществляемое как в практической деятельности, так и в процессе познания

Индукция

Основой индукции являются данные, полученные путем наблюдения и эксперимента

Дедукция

Переход от общего знания о предметах к единичному знанию об отдельном предмете.

Моделирование

метод исследования объектов на их моделях – аналогах определенного фрагмента природной и социальной реальности;

построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов.

По характеру моделей выделяют предметное и знаковое моделирование. Предметным называют моделирование, в ходе которого исследование ведется на модели, воспроизводящей геометрические, физические, динамические, либо функциональные характеристики объекта – оригинала. При знаковом моделировании моделями служат схемы, чертежи, формулы и т.п.

Обобщение

Одно из мыслительных действий, присутствует в любой деятельности, позволяя человеку обнаруживать в многообразии предметов нечто общее, необходимое ему для правильной ориентации в окружающем мире.

Эмпирическое обобщение осуществляется путем сравнения группы предметов (или представлений о них) и выявления их одинакового, повторяющегося свойства.

Теоретическое обобщение осуществляется путем анализа системы, который состоит в её преобразовании с целью выявления некоторого абстрактного исходного отношения как генетически общей основы этой системы.

Прогнозирование

Разработка прогнозов, т.е. вероятных суждений о состоянии какого-либо явления в будущем. Обычно подразделяется на научно-техническое, экономическое, политическое и социальное.

Восхождение от абстрактного к конкретному

Представляет собой всеобщую форму движения научного познания, закон отображения действительности в мышлении. Состоит из двух этапов.

На первом этапе происходит переход от чувственно-конкретного, от конкретного в действительности к его абстрактным определениям. Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений.

Второй этап процесса познания и есть восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта, т.е. от абстрактного в познании, к конкретному в познаний.

Беседа

Организуется с целью выявления индивидуальных особенностей личности, её мотивов, позиции. Беседа применяется на стадии подготовки массовых анкетных опросов для определения области исследования, пополнения и уточнения данных массовой статистики и как самостоятельный метод сбора информации.

Шестой этап — разработка плана проекта

При работе над исследовательским проектом необходимо наметить рабочий план.

Этому плану надо придать форму справочного указателя.

Рабочий план поможет прояснить, что необходимо сделать.

Рабочий план состоит из заглавия, введения и содержания.

Удачное заглавие содержит в себе всю концепцию (идею) работы.

Если введение никак не получается, значит, нет четкого понимания, с чего следует начать. А если, начиная работать над проектом, вы знаете, как начать, значит, вы хоть приблизительно предполагаете, чем закончить. Понятно, что введение и содержание будут неоднократно переписаны.

Чем будет отличаться первая редакция введения от окончательной?

Тем, что в окончательной редакции вы будете обещать гораздо меньше, нежели в первой. Назначение окончательного введения — помочь читающему вникнуть в вашу работу. Назначение высококачественного окончательного введения — сообщить оппоненту столько, чтобы он удовлетворился и не стал читать всю работу.

Седьмой этап — написание исследовательского проекта

При написании исследовательского проекта следует учитывать, что язык и стиль его — научный.

Научный стиль имеет свои особенности:

— подчеркнутую, строгую логичность, проявляющуюся в том, что все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте;

— точность, которая достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов и специальной лексики;

— отвлеченность и обобщенность, достигаемые за счет преобладания абстрактной лексики над конкретной;

— объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности. В языковом плане эти свойства проявляются в том, что в научных текстах не принято использовать эмоционально-оценочную лексику, а вместо местоимения я и глаголов в 1-м лице единственного числа чаще употребляются предложения неопределенно-личные (считают, что……), безличные (известно, что……), определенно-личные (рассмотрим проблему…);

— ясность — умение писать доступно и доходчиво;

— краткость — умение избежать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора.

Важно уметь связать накопленную научную информацию в связанный текст. Для этого необходимо разбираться в речевых функциях и лексических средствах их реализации (Таблица 2).

Таблица 2

Речевые функции и лексические средства .

речевая функция

лексические средства

Причина и следствие, условие и следствие.

(и) поэтому, потому, так как.поскольку следует; отсюда следует; откуда следует

вследствие; в результате; в зависимости от …; в связи с этим; согласно этому

в таком случае; в этом случае; в этих условиях; при таких условиях

что свидетельствует; что указывает; что говорит; что соответствует; что позволяет; что способствует

следовательно

Временная соотнесенность

сначала, прежде всего, в первую очередь

первым шагом; последующим шагом; предшествующим шагом

одновременно, в то же время, здесь же

предварительно, ранее, выше

в дальнейшем, в последующем, впоследствии

во-первых, во- вторых и т.д.

в настоящее время, до настоящего времени

в последние годы, за последние годы

Сопоставление и противопоставление

как…, так и …; так же, как и …

не только, но и …

по сравнению; если …, то …

в отличие, в противоположность, наоборот

аналогично, также, таким же образом

с одной стороны, с другой стороны

в то время как, между тем, вместе с тем

Дополнение и уточнение

также и, причем, при этом, вместе с темкроме того; сверх того; более того

главным образом, особенно

тем более, что …в том числе, в случае, то есть, а именно

как было сказано; как было показано; как было установлено; как было обнаружено выше; как было найдено выше; как говорилось выше; как отмечалось выше; как указывалось выше

согласно этому; соответственно этому

в связи с этим, в соответствии с этим

в связи с вышеизложенным

данный, названный и т.д.

большая часть, большинство

Обобщение, вывод

таким образом, итак, следовательнов результате, в итоге, в конечном счете

отсюда (откуда) следует; отсюда (откуда) вытекает; отсюда (откуда) понятно; отсюда (откуда) ясно

это позволяет сделать вывод; это сводится к следующему; это свидетельствует

наконец, в заключение

Введение новой информации

рассмотрим следующие случаиостановимся подробно на …

приведем несколько примеров

некоторые дополнительные замечания …

Указание на источник того или иного сообщения

по мнению ….по словам …

Иллюстрация сказанного

например, так, в качестве примерапримером может служить

такой как (например)

в случае, для случая

о чем можно судить, что очевидно

Перечислим некоторые языковые средства научного стиля:

— слова обобщенной семантики (важность, системность, возрастание, понижение, применение и т.п.);

— термины, характерные для какой-либо науки, и общенаучные понятия (закон, принцип, классификация, информация, вероятность, гипотеза и др.);

— слова, указывающие на закономерный характер описанных явлений (обычно, обыкновенно, всегда, регулярно, всякий, каждый, как правило и т.п.);

— глаголы настоящего вневременного в обобщенно-отвлеченных значениях (речь ИДЕТ о проблеме …, отсюда СЛЕДУЕТ вывод …, СЛЕДУЕТ заметить, что …, вычисление (наблюдение) ПРИВОДИТ кследующему результату …, перейдем к следующему вопросу …, заключение носит предварительный характер …, из сказанного ранее вытекает …, это дает основание говорить о …, это говорит о … и др.);

— глаголы прошедшего и будущего времени используются в значении настоящего времени (мы получим /получили/…, применим …, используется, выражается, наблюдается и т.п.);

— чаще используются глаголы несовершенного вида, как более отвлеченно-обобщенные; глаголы же совершенного вида характерны для устойчивых оборотов (докажем, что …, рассмотрим …, выведем …);

— преобладают формы 3-го лица местоимений и глаголов. Авторское «Мы плюс личная форма глагола» употребляется в отвлеченно-обобщенном значении (мы считаем …, нами установлено …). Местоимение «Я » используется сравнительно редко.

— преобладают существительные единственного числа, формы среднего рода у существительных абстрактного значения (движение, количество);

— краткие прилагательные: Пространство однородно и изотропно.

На синтаксическом уровне связь между предложениями осуществляется с помощью повторяющихся существительных и местоимений. Следите, чтобы в близком контексте не повторялись слова ЭТОТ , ЭТО , заменяйте их синонимами. Например, этот — подобный, такой же, указанный выше, данный и т.п. Преобладает прямой порядок слов в предложении (подлежащее — сказуемое — дополнения).

Связность научного текста поддерживается специальными конструкциями и стереотипными оборотами связи, без которых «речь становится отрывистой и скачкообразной». Преодолеть указанный недочет помогут таблицы 1, 2, 3, 4.

Обратите внимание, что в процессе работы над целым текстом исследовательского проекта вы постоянно обращаетесь к важнейшим его компонентам: цель, задачи, гипотеза, формулировка темы. Указанные компоненты как бы пронизывают насквозь весь текст, многократно (обязательно вариативно) повторяются, выполняя важную текстообразующую роль. Эти развернутые вариативные повторы служат композиционным стержнем вашего сочинения, обеспечивают его связность и тематическое единство.

Восьмой этап — оформление исследовательского проекта

Представление табличного материала

Цифровой материал, когда его много или когда имеется необходимость в сопоставлении и выводе определенных закономерностей, оформляют в виде таблиц.

Таблица представляет собой такой способ подачи информации, при котором цифровой или текстовой материал группируется в колонки, ограниченные одна от другой вертикальными и горизонтальными линейками.

По содержанию таблицы делятся на аналитические и неалитические. Аналитические таблицы являются результатом обработки и анализа цифровых показателей. Как правило, после таких таблиц делается обобщение в качестве нового знания, которое вводится в текст словами: «таблица позволяет сделать вывод, что …», «из таблицы видно, что …», «таблица позволяет заключить, что…» и т.п.

В неалитических таблицах помещаются, как правило, необработанные статистические данные, необходимые лишь для информации или констатации.

Обычно таблица состоит из следующих элементов: порядкового номера и тематического заголовка, боковика, заголовков вертикальных граф (головки), горизонтальных и вертикальных граф основной части, т.е. прографки.

Порядковый номер таблицы служит для ее связи с текстом. Он состоит из слова «таблица» и цифры ее номера в работе. Слово «таблица» пишется с прописной буквы, значок «№» перед порядковым номером и точку после него не ставят (например: Таблица 5).

Если в работе одна таблица, то ни нумерационный заголовок, ни слово «таблица» не нужны.

Текстовой материал исследовательского проекта весьма разнообразен. К нему обычно относят числительные, буквенные обозначения, цитаты, ссылки, перечисления и т.п. (Таблица 3)

Таблица 3

Представление отдельных видов текстового материала

Цифровая форма записи числительных

Применяется при записи количественных числительных, для написания порядковых числительных (например: XXIII научная конференция; в таблице 5; на рисунке 10; в 9-м томе; в 5-й главе; 18 июня и т.д.).

Буквенно-цифровая форма записи числительных

Используется:
  1. для многозначных круглых чисел в цифровой форме (25 тыс. человек; 100 млн. рублей и т.п.);
  2. для порядковых числительных в форме арабских цифр;
  3. для сложных существительных и прилагательных (850-летие; 100-километровый).

Сокращения

Это усечение слова, а также часть слова или целое слово, образованное путем такого усечения. (Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык.- 1986)

При сокращенной записи слов используются три основных способа:

  1. оставляется только первая (начальная) буква слова (год – г.);
  2. оставляется часть слова, отбрасывается окончание и суффикс (советский – сов.);
  3. пропускается несколько букв в середине слова, вместо которых ставится дефис (университет – ун-т).

1) буквенные аббревиатуры

Составляются из первых (начальных) букв полных наименований и делятся на:

  1. читаемые по названиям букв (США);
  2. читаемые по звукам, обозначаемым буквами (вуз – высшее учебное заведение.

2) сложносокращенные слова

Составляются из сочетания:

  1. усеченных слов и полных слов (профсоюз – профессиональный союз);
  2. одних усеченных слов (колхоз – коллективное хозяйство).

3) условные графические сокращения

Сокращения по начальным буквам (н.м.т. – нижняя мертвая точка)

Общепринятые условные сокращения:
  1. Сокращения, которые делаются после перечисления: т.е. (то есть), и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и др. (и другие), и пр. (и прочие).
  2. Общепринятые условные сокращения, которые делаются при ссылках: см. (смотри), ср. (сравни).
  3. Общепринятые условные сокращения при обозначении цифрами веков и годов: в. (век), вв. (века), г. (год), гг. (годы).
  4. Другие общепринятые условные сокращения: т. (том), н.ст. (новый стиль), ст. ст. (старый стиль), н.э. (нашей эры), г. (город), обл. (область), гр. (гражданин), с. (страницы).

Слова «и другие», «и тому подобное» и «и прочее» внутри предложения не сокращаются. Не допускается сокращения слов «так называемый», «так как», «например», «около», «формула», «уравнение».

Перечисления

Состоят как из законченных, так и незаконченных фраз. Незаконченные фразы пишутся со строчных букв и обозначаются арабскими цифрами или строчными буквами с полукруглой закрывающей скобкой.

Например:

Турбины разделяются на три вида: 1) активные, 2) реактивные и 3) комбинированные.

Новый станок отличается от старого:

а) наличием экранизирующего щита;

б) большой скоростью вращения сверла;

в) лучшей изоляцией электропроводки, распределительных щитов и пульта управления.

Когда части перечисления состоят из законченных фраз, они пишутся с абзацными отступами.

Например:

По принципу действия автомобильные и мотоциклетные двигатели делятся на две основные группы:

  1. 1. Карбюраторные двигатели. К их числу относятся двигатели автомашин и двигатели мотоциклов.
  2. 2. Дизельные двигатели. Это, прежде всего двигатели тяжелых грузовых автомобилей, работающих на дизельном топливе.

Заголовки и подзаголовки

Должны в предельно краткой форме отражать тематику помещенного под ними текста. Заголовки помещаются над текстом в средней части листа, в кавычки не заключаются, пишутся с прописной буквы с красной строки, точка в конце не ставится.

Представление отдельных видов иллюстративного материала

Иллюстрировать исследовательский проект необходимо исходя из определенного общего замысла, по тщательно продуманному плану, который помогает избавиться от иллюстраций случайных, связанных с второстепенными деталями текста. Каждая иллюстрация должна отвечать тексту, а текст – иллюстрации.

Все иллюстрации в работе должны быть пронумерованы. Если иллюстрация в работе единственная, то она не нумеруется.

Каждую иллюстрацию следует снабжать подрисуночной подписью, которая должна соответствовать основному тексту и самой иллюстрации.

Подпись под иллюстрацией имеет четыре основных элемента:

— наименование графического сюжета, обозначаемого сокращенным словом «Рис.______»;

— порядковый номер иллюстрации, который указывается без знака номера арабскими цифрами;

— тематический заголовок иллюстрации, содержащий текст с характеристикой изображаемого в наиболее краткой форме;

— экспликацию, которая строится так: детали сюжета обозначают цифрами, затем эти цифры выносят в подпись, сопровождая их текстом.

Например:

Рис.124. Схема расположения элементов кассеты:

1 – разматыватель пленки;

2 – стальные ролики;

3 – приводной валик;

4 – опорные стояки.

Основными видами иллюстративного материала в исследовательских проектах являются: чертеж, технический рисунок, схема, фотография, диаграмма и график (Таблица 4).

Таблица 4

Основные виды иллюстративного материала в исследовательском проекте

Используется, когда надо максимально точно изобразить конструкцию машины, механизма или их части. Любой чертеж должен быть выполнен в точном соответствии с правилами черчения и требованиями соответствующих стандартов.

Фотография

Применяется тогда, когда необходимо с документальной точностью изобразить предмет или явление со всеми его индивидуальными особенностями.

Технические рисунки

Используются, когда нужно изобразить явление или предмет такими, какими мы их зрительно воспринимаем, но только без лишних деталей и подробностей. С помощью технического рисунка можно с большей степенью наглядности изобразить форму, структуру и расположение предметов.

Это изображение, передающее обычно с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого-либо устройства, предмета, сооружения или процесса и показывающее взаимосвязь их главных элементов.

Диаграмма

Один из способов графического изображения зависимости между величинами. Диаграммы составляются для наглядности изображения и анализа массовых данных.

Условные изображения величин и их соотношений через геометрические фигуры, точки и линии. Графики используются как для анализа, так и для повышения наглядности иллюстрируемого материала.

Кроме геометрического образа, график должен содержать яд вспомогательных элементов:

— общий заголовок графика;

— словесные пояснения условных знаков и смысла отдельных элементов графического образа;

— оси координат, шкалу с масштабами и числовые сетки;

— числовые данные, дополняющие или уточняющие величину нанесенных на график показателей.

Использование и оформление цитат

Цитаты бывают двух разновидностей:

а) цитируются тексты и затем им дается интерпритация;

б) цитируются тексты в поддержку высказанного суждения

Выделяется десять правил цитирования:

Правило 1. Отрывки, предназначенные для интерпритации, должны быть не слишком коротки и не слишком длинны.

Правило 2. Отрывки из критической литературы цитируются только тогда, когда они авторитетно подтверждают или авторитетно дополняют высказанное вами мнение.

Правило 3. Предполагается, что вы солидарны с тем, что цитируете, за исключением случаев, когда перед цитатой или после нее помещена ваша ремарка.

Правило 4. При любом цитировании должно быть ясно, кто автор фразы и на какой печатный либо рукописный источник ссылается текст.

Правило 5. Цитаты из первостепенных источников, как правило, делаются по академическим собраниям, или же по самым уважаемым изданиям.

Правило 6. Если вы изучаете иностранный текст, цитаты из первоисточника делайте на языке оригинала. Это правило — стопроцентно для художественных произведений. К таким цитатам можно добавлять и перевод, в скобках или в примечаниях. Относительно нехудожественных текстов — советуйтесь с научным руководителем.

Правило 8.Когда цитата не превышает объемом двух или трех строчек, ее можно вставить прямо внутрь в абзац, ограничив кавычками-лапками. Если же цитата занимает больше места, ее выделяют втяжкой, вдобавок печатают с меньшим интервалом (если весь текст работы набран через два интервала, наберите цитаты через полтора). В этом случае кавычки уже не требуются, так как очевидно, что все куски текста со втяжкой и с уменьшенным интервалом — цитаты.

Правило 9. Цитаты должны быть абсолютно точны. Во-первых, слова должны приводиться в той же форме, в которой стоят в источнике. Во-вторых, нельзя выкидывать кусочки текста, никак это не обозначив. В-третьих, нельзя искажать текст своим вмешательством.

Правило 10. Цитата — почти свидетельское показание. Нельзя цитировать, не указав, каково наименование книги и с какой страницы выписан текст.

При оформлении фактов, дошедших до вас посредством устной беседы, письма, рукописи, то ссылайтесь на них следующим образом:

4. Дж. Смит, Выступление «Эдды» Снорри Стурлусона» (рукопись)

Подстрочные примечания

Зачем нужны примечания?

1. Примечания указывают источник цитаты.

2. Примечания отсылают к дополнительным источникам, подкрепляющим вашу мысль: «см. по этой теме также такую-то работу».

3. Примечания указывают параллельные места в вашей собственной работе и в чужих работах.

4. В примечаниях подтверждаются мысли, высказанные в основном тексте.

5. В примечаниях распространяются мысли текста.

6. В примечаниях корректируются идеи текста.

7. Нужны примечания и для перевода тех слов, которые в тексте понадобилось дать на иностранном языке.

8. Примечания служат, чтоб возвращать долги. Цитировать книгу, откуда заимствована мысль, значит оплачивать счет. Указывать автора, у которого взята идея или информация, значит возвращать долг.

Оформление приложений

Приложение – это часть основного текста, которая имеет дополнительное (обычно справочное) значение, но является необходимой для более полного освещения темы.

В приложения не включают библиографический список использованной литературы, справочные комментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата работы, помогающими пользоваться ее основным текстом.

Приложения оформляются на последних страницах работы. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д.

Школьные проекты выступают методом развития способностей ученика: организаторских, интеллектуальных, ораторских. Самостоятельная работа прививает школьникам навыки поиска и систематизации информации, вызывает интерес к изучаемым предметам. При этом основополагающим моментом является выбор темы, знание которой ребенку хотелось бы продемонстрировать сверстникам и преподавателям.

Как правильно сделать проект

Проектная деятельность подразумевает раскрытие выбранной учеником темы. Успешное выполнение работы зависит от поставленных в ней целей и их последующего исполнения. Установлен ряд общих правил, которыми следует руководствоваться при написании проекта.

Выбор темы

Первоочередная задача - определить тему исследования. Желательно, чтобы она была знакома ученику и вызывала интерес.

Далее прочитать поставленное задание или предложенную структуру учителем. Если преподаватель не поставил определенных задач, нужно самостоятельно разделить проект на составляющие части. В каждой установить ключевые моменты, которые нужно затронуть при изложении (цели). Затем требуется составить план проекта, который включает главы, вспомогательные материалы (презентации, иллюстрации, схемы, диаграммы).

Затем проработать всевозможные идеи, с чего начать, как лучше написать проект, где взять информацию, к кому обратиться за консультацией.

Школьникам советуют несколько способов обдумывания концепции:

  1. Письмо в свободной форме. На листе бумаги посередине указывается название текста, а под ним записываются слова, которые первыми пришли на ум. Пишутся все мысли без отбрасывания неподходящих.
  2. Создание схемы. В центральной части листа записывается тема исследования. Затем проводится линия сбоку от центра и вписывается факт или идея. При этом используются ассоциации, не останавливаясь на глубинной связи. По мере подготовки похожие соображения группируются, а из них выбираются ключевые моменты.

Сбор информации

Подготовка информации включает подборку необходимых источников для предстоящего исследования. При составлении научного текста их потребуется не менее 8-10, взять которые можно в интернете, библиотеке, на консультации со специалистом или преподавателем.

Например, для подготовки проекта по исторической теме подходят книги, научные материалы, статьи в газете, личная переписка деятелей. Ознакомившись с источниками, школьник прикоснется к событиям прошлого и в правильной форме изложит ход собственных мыслей.

После того, как материалы собраны, переходят к перечислению основополагающих фактов. По ходу учебной работы некоторые источники не понадобятся, обычно школьники изначально берут больше информации, чем потребуется в работе.

Изучая материала, необходимо делать соответствующие пометки, что поможет в дальнейшем сформировать текст.

В проекте важно указывать библиографические данные использованной литературы:

  1. Фамилию, инициалы автора, название источника, издательство, номер редакции, дату и город публикации, количество страниц.
  2. При использовании статей указывают фамилию, инициалы автора, название статьи и журнала, номер и дату публикации, страницы статьи, идентификатор цифрового объекта.

Важно при сборе информации досконально изучить вопрос, выявив малоизвестные факты. Такой подход к раскрытию темы помогает школьнику лучше ориентироваться в проекте, узнать самому и рассказать другим что-то новое.

Организация

На следующем этапе нужно разработать план выполнения работы. Можно набросать в черновом варианте список необходимых действий или шагов.

Творческий проект состоит из задач: сбор информации, написание текста, художественные работы и окончательное оформление.

Важно установить время выполнения каждого блока заданий, учитывая крайние сроки сдачи. Работать нужно в обратном направлении от установленной даты научно-практической конференции.

К примеру, до сдачи остается месяц, значит, в первую очередь 1 неделю следует посвятить составлению плана и сбору информации. Следующая неделя отводится проведению научных исследований. Затем неделя приходится на написание текста. И, наконец, завершающим этапом становится окончательное оформление и художественные приложения.

Дополнительно процесс творчества можно разделить на дни, в зависимости от скорости подготовки проекта.

Оформление

Этап включает в себя написание текста, в котором представлены все факты, соображения по теме. В изложении указываются собранные материалы в ходе проведения исследования. В обязательном порядке ссылаются на источники, откуда взята информация. В случае затруднений примеры оформления проекта или отдельных глав рекомендуется попросить у преподавателя.

В завершение необходимо подготовить вывод, художественные приложения. Наглядное отображение идей в виде презентации или схематических рисунков помогает наглядно воспринимать информацию.

Если выбраны несколько событий (например, по истории), то целесообразно использовать временную диаграмму. Когда школьная работа строится на географических аспектах, разумно создать карту. Презентация основывается вокруг ключевой идеи.

Примеры способов представления презентации:

  • трехмерное представление, к примеру, показ карты сражений с демонстрационным передвижением армии;
  • проведение опытов;
  • фотопоказ - эффектно выглядят старинные фото, дополнить проект можно предметами из прошлого;
  • демонстрация проекта на компьютере при оформлении цельной презентации и так далее.

Во время окончательной сборки работы нужно сверить поставленные задачи и результат их выполнения. Если вдруг что-то пропущено, необходимо дополнить исследование.

Важно предусмотреть дополнительное время для возможной доработки проекта.

После того, как исследовательский проект сделан, его необходимо тщательно прочесть и проверить на ошибки. Это поможет избежать критики со стороны учителей и сверстников.

Готовые темы

Актуальная тема, затронутая в исследовании, поможет ученикам развить творческие способности, заняться самообразованием. В процессе проектирования ребенок научится правильно вести дискуссию, доказывать собственную точку зрения с использованием аргументов.

Исследовательская работа включает научные элементы:

  • гипотезу;
  • доказательства;
  • лабораторное исследование;
  • анализ полученных сведений.

Как выбрать тему для НПК, крайне важно в образовательном процессе. Можно воспользоваться любыми готовыми темами для работы или придумать самостоятельно.

Для начальной школы

Учащиеся начальных классов принимают участие в творческом процессе, чтобы расширить кругозор, попробовать себя в ораторском искусстве.

  • Роль цвета в жизни человека.
  • Где живут отгадки загадок.
  • Для чего нужны фонтаны.
  • Что такое здоровый образ жизни.
  • Что должен знать первоклассник о дороге в школу.
  • Какие бывают растения.
  • Наши добрые дела.
  • Пожарный - опасная профессия.
  • Кто нас защищает.
  • Как предсказать погоду по народным приметам.
  • Как появились детские игрушки.
  • Почему поют птицы.
  • Кактус - колючий друг.
  • Необычайный мир кошек.
  • Мое родословное дерево.
  • Полезные овощи.

Тема проектной работы позволяет младшим школьникам найти ответы на интересующие вопросы в мифах, сказках, легендах и окружающем мире.

Для средних классов

Ученики средних классов могут проектировать научно-исследовательские работы по темам по истории, географии, математике и других предметов школьной программы 5, 6, 7, 8 классов.

Темы для средней школы:

  • Семь чудес света.
  • Как появились крылатые выражения.
  • Когда появился буддизм.
  • Древние мудрецы.
  • Древнегреческий театр.
  • Великая Китайская стена.
  • Кто открыл Америку.
  • Первые поселения человека.
  • История появления Олимпийских игр.
  • Колизей - главное место для зрелищ.
  • Магические числа.
  • История циркуля.
  • Английские артикли.
  • Русские географические памятники.

Исследовательская работа в средних классах способствует развитию исследовательских и коммуникативных умений.

Для старшеклассников

Проектирование для старшеклассника выступает средством самореализации в учебной деятельности. Старшие классы (9, 10, 11 классы) - завершающий этап школьного обучения, впереди поступление в средние и высшие учебные заведения.

Проекты подготавливают ребенка к анализу большого объема информации, учат работать с ней, делать выводы и высказывать собственное мнение.

Для юных исследователей предлагаются темы:

  • Теорема Пифагора.
  • Синус и косинус.
  • Природные ресурсы мира.
  • Как открыть свое дело.
  • Современная одежда.
  • Искусство фото.
  • Формальдегиды.
  • Сколько лет звездам на небе.
  • Логарифмы.
  • Произведение «Гроза» в оценке русских критиков.
  • Зачем нужны знаки препинания.
  • Булгаков - создатель романа «Мастер и Маргарита».

В старших класс можно писать исследовательские проекты на более серьезные темы, касающиеся физики, химии, астрономии, геометрии и других наук.

По литературе

Для открытого урока по русской литературе лучше подготовить наглядную презентацию и краткий доклад на темы:

  • Серебряный век русской поэзии.
  • Дубровский.
  • Сказка В.А.Жуковского «Спящая царевна».
  • Как писать сочинение-рассуждение по художественным произведениям.
  • И.Бунин «Чистый понедельник».
  • Мистические рассказы Н.Гоголя.
  • Былины - наследие русского устного творчества.
  • По особым приметам: Владимир Маяковский.

Научные

Темы научного характера:

  • Насколько прочно куриное яйцо.
  • В чем польза бумаги.
  • Математика на нашей кухне.
  • Физические свойства кислорода.
  • Роль имени в жизни человека.
  • Для чего нужны эксперименты.
  • Волшебные краски.
  • Секреты народной медицины.
  • Кто живет в компьютере.

По окружающему миру

Проектная деятельность по окружающему миру включает темы:

  • Неизведанная арктическая зона.
  • Как жили древние славяне.
  • Пора грибов и ягод.
  • Вода - основа всего.
  • Ты и твои друзья.
  • Наша спортивная семья.
  • Крещение матушки Руси.
  • Кто они, опасные незнакомцы.
  • Строение человеческого тела.
  • Как измерить температуру.
  • Как работает организм человека.
  • Интернет - ноу-хау эпохи.
  • За стеклом аквариума..

По истории

Информационные проекты по истории можно написать на темы:

  • Битва под Курской дугой.
  • Кто такие маньчжуры.
  • Учения первых христиан.
  • Легенды о летчиках.
  • Сталинские высотки.
  • Код Леонардо да Винчи.
  • Эпоха Ренессанса - время великих открытий..

По математике

Тем, кто увлекается точными науками, понравятся темы:

  • Счастливое число 7.
  • Единицы времени.
  • Таинственная нумерация чисел.
  • Как работать с диаграммой.
  • График - наглядный пример.
  • Деление многозначных чисел.

По технологии

Подготовка презентации по технологии подходит и для девочек, и для мальчиков.

Творчество в начальной школе поможет раскрыть способности в подготовленных проектах:

  • Открытка на Новый год.
  • Техника оригами.
  • Как следует работать с бумагой.
  • Фаянсовые заводы.
  • Объёмные аппликации.
  • Как делают вагоны.
  • Искусство скрапбукинга.
  • Пластилиновые картины.

Залог хорошей работы - выбор интересной темы:

  • Старинные забавы на Руси.
  • История появления чая и кофе.
  • Как вырастить бобы в домашних условиях.
  • Как жили динозавры.
  • Принципы работы микроволновой печи.
  • Понимают ли нас домашние питомцы.
  • Стоит ли верить в гороскопы.
  • Польза и вред жвачки.

Оригинальные

Необычные темы подойдут любознательным ребятам:

  • Как распознать настроение по жестам.
  • Ошибки в дикторской речи.
  • Роль смайликов в сообщениях.
  • Влияние рекламы на человека.
  • Значение слова «богатство».
  • Зачем люди любят.
  • Принцип работы виртуальных очков и прочие.

Видео по теме