Доверенности

30 основными должностными обязанностями психолога являются. Должностная инструкция — Психолог в социальной сфере

30 основными должностными обязанностями психолога являются. Должностная инструкция — Психолог в социальной сфере

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

психолога

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность психолога "_____________" (далее - "Организация").

1.2. Психолог назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Организации.

1.3. Психолог подчиняется непосредственно ______________.

1.4. На должность психолога назначается лицо, имеющее:

Психолог: высшее профессиональное (психологическое) образование без предъявления требований к стажу работы.

1.5. Психолог должен знать:

Постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии;

Психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию;

Методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников;

Технические средства, применяемые при изучении условий труда;

Передовой отечественной и зарубежный опыт работы психологов;

Основы технологии производства;

Основы экономики, организации производства, труда и управления;

Основы профориентационной работы.

1.6. В своей деятельности психолог руководствуется:

Нормативными актами и методическими материалами по вопросам выполняемой работы;

Правилами внутреннего трудового распорядка;

Приказами и распоряжениями руководителя Организации и непосредственного руководителя;

Настоящей должностной инструкцией;

Правилами по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите.

1.7. В период временного отсутствия психолога его обязанности возлагаются на _____________.

2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Психолог осуществляет следующие обязанности:

Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников Организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.

Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих.

Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом.

Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих.

Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы.

Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития.

Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих.

Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.

Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов.

Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением.

Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников.

Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований.

Консультирует руководителя Организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.

3. ПРАВА

Психолог имеет право:

3.1. Требовать от руководства Организации оказания содействия в исполнении своих обязанностей.

3.2. Повышать свою квалификацию.

3.3. Знакомиться с проектами решений руководства Организации, касающимися его деятельности.

3.4. Представлять на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по вопросам своей деятельности.

3.5. Получать от работников Организации информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Психолог несет ответственность:

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в соответствии с действующим трудовым законодательством.

4.2. За правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, - в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством.

4.3. За причинение материального ущерба - в соответствии с действующим законодательством.

5. УСЛОВИЯ РАБОТЫ

5.1. Режим работы психолога определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Организации.

5.2. В связи с производственной необходимостью психолог обязан выезжать в служебные командировки (в т.ч. местного значения).

6. ПРАВО ПОДПИСИ

6.1. Психологу для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи информационно-справочных документов по вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

_____________________________ _____________ ____________________ (должность лица, составившего (подпись) (Ф.И.О.) инструкцию)

"___"__________ ___ г.

СОГЛАСОВАНО:

Юрисконсульт ____________ ___________________ (подпись) (Ф.И.О.)

"___"__________ ___ г.

С инструкцией ознакомлен: ____________ ____________________ (подпись) (Ф.И.О.)

Несмотря на то, что в общеобразовательных учреждениях должность психолога введена в 1988 году, до сих пор не существует устоявшихся представлений о содержании и формах его профессиональной деятельности. В результате субъекты образовательного процесса зачастую предъявляют к нему не свойственные его роли требования. Так, например, администрация нередко предлагает психологу классное руководство, а иногда и преподавание учебных дисциплин (особенно тогда, когда у психолога есть и педагогическое образование), стремится детально контролировать его деятельность, требует отчет о результатах диагностики и консультирования. Учитель ожидает от психолога поддержки в реализации своего привычного стиля педагогического общения и помощи в манипулировании учащимися и их родителями. В свою очередь родители надеются, что психолог защитит их ребенка от «школьного негатива» и при этом авторитетно подтвердит «правильность» семейного воспитания. Дети, если психологу удается установить с ними доверительные отношения, ищут в нем старшего товарища и защитника. Нетрудно заметить, что во многом перечисленные ожидания являются противоречивыми.

Педагог-психолог образовательного учреждения является самостоятельным специалистом и равноправным членом педагогического коллектива, отвечающим за ту сторону педагогического процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечить не может, а именно, - за психическое развитие и психологическое здоровье детей и школьников. Необходимо отметить, что, являясь равноправным членом коллектива, педагог-психолог в образовательном учреждении занимает свое определенное место во всем учебно-воспитательном процессе.

В различных образовательных учреждения на педагога-психолога возлагаются разные задачи, которые зависят не только от типа и вида данного учреждения, но и от запросов администрации на роль специалиста в конкретном образовательном учреждении.

Наиболее актуальными проблемами, с которыми сталкивается педагог-психолог, являются: трудность определения своей роли в данном учреждении, проблема занять достойное место в учебно-воспитательном процессе, трудности определения своих обязанностей, не идущих в разрез с общей концепцией образовательного учреждения.

Основными видами деятельности практического психолога образования являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование и психодиагностика, психокоррекция и развитие. Все перечисленные виды работы на практике существуют только в единстве, во взаимодействии. В любой конкретной ситуации каждый из видов работы может выдвигаться на первый план в зависимости от той проблемы, которую решает психолог, и от специфики или профиля учреждения, где он работает. В общем же специалисты осуществляют профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия детей, их оптимальное личностное развитие и социальную адаптацию, содействуют охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка, принимают меры по оказанию различного вида психологической помощи.

В различной литературе, издаваемой в настоящее время, практически опускается рассмотрение ряда организационных проблем, которые имеют решающее значение для адаптации практического психолога в условиях учебного заведения и тем самым всей его последующей работы. От того, как психолог сможет построить взаимоотношения с педагогическим коллективом и администрацией, учениками и их родителями, зависит его реальный статус в образовательном учреждении и соответственно условия будущей работы специалиста.

Границы его функциональных обязанностей на практике оказываются достаточно подвижными и простираются от ролей «вечного дежурного», «общественника», «посыльного по мелким поручениям» и т. п. до «эксперта по наиболее важным вопросам обучения и воспитания». Важен и тот факт, что специалист не всегда может определить должностные и функциональные обязанности своей профессиональной деятельности.

К сожалению, существующие правовые нормы не определяют четко обязанности педагога-психолога в образовательном учреждении. Так в требованиях к тарифно-квалификационным характеристикам по должностям (приложение 2 к приказу Минобразования России и Госкомвуза России от 31 августа 1995г. № 463/1268), включены три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации по разрядам оплаты».

Раздел «Должностные обязанности» содержит основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность, являются основой для разработки должностных инструкций на местах, закрепляющих обязанности, права и ответственность работника, утверждаемых руководителями учреждения по согласованию с соответствующими профсоюзными комитетами. В должностные обязанности педагога-психолога включены:

· осуществление профессиональной деятельности, направленной на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения в учреждениях;

· содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребёнка;

· способствование гармонизации социальной сферы учреждения и осуществление превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;

· определение факторов, препятствующих развитию личности обучающихся (воспитанников) и принятие мер по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционный, реабилитационный и консультативный);

· оказание помощи обучающимся (воспитанникам), родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем;

· проведение психологической диагностики различного профиля и предназначения;

· составление психолого-педагогических заключений по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся (воспитанников);

· ведение документации по установленной форме и использованию её по назначению;

· участие в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учётом индивидуальных половозрастных особенностей личности обучающихся (воспитанников), содействие развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения;

· осуществление психологической поддержки творчески одарённым обучающимся (воспитанникам), содействие их развитию и поиску; определение степени отклонений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии обучающихся (воспитанников), а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию;

· формирование психологической культуры обучающихся (воспитанников), педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуры полового воспитания;

· консультирование работников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся (воспитанников), педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).

Раздел «Должен знать» содержит основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей. Так педагог-психолог (8-14 разряды) должен знать: Конституцию РФ; законы РФ, решения Правительства РФ и федеральных органов управления образованием по вопросам образования; Декларацию прав и свобод человека; Конвенцию о правах ребёнка; нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся (воспитанников) и их социальной защиты; общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику; основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики; методы активного обучения, социальнопсихологического тренинга общения; современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребёнка; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Как мы видим, данные разделы являются общими, не наполненными конкретным содержанием. Педагогу-психологу необходимо переосмыслить и структурировать весь массив практических проблем, определить приоритетные направления своей деятельности, наполнить их конкретным содержанием.

Необходимо отметить, что двойное подчинение педагога-психолога (руководителю учреждения по административным вопросам и методическому центру по профессиональным вопросам) вносит определенную путаницу в организацию профессиональной деятельности специалиста. Именно грамотно составленные функциональные обязанности, помогут педагогу-психологу согласовать свою позицию с запросами администрации в решении профессиональных вопросов; выработать единые представления о функции психолога в образовательном учреждении; спрогнозировать реальные результаты деятельности.

Функциональные обязанности специалистом составляются с учётом общих должностных обязанностей, утвержденных в тарифно-квалификационных характеристиках и направления деятельности, в рамках работы психологической службы образовательного учреждения с учетом запросов администрации ОУ.

Так, например педагог - психолог может указать в своих функциональных обязанностях такие направления работы как:

· Предлагает программу психолого-педагогической помощи с учетом данных диагностического обследования. Составляет психологическое заключение и проводит консультацию по материалам диагностического обследования с целью ориентации учащегося, родителей (или лиц, их заменяющих), школы (учитель, школьный психолог) и специалистов по психолого-педагогической коррекции.

· Содействует развитию позитивной Я-концепции ребенка, его чувства уверенности, адекватности самооценки, умения ориентироваться в различных жизненных ситуациях, навыков общения

· Проводит психологическую работу по профессиональной ориентации учащихся.

· Ведет рабочую документацию по установленной форме.

· Участвует в работе психолого-педагогического консилиума центра

· И т.п.

Функциональные обязанности утверждаются руководителем образовательного учреждения и подписываются педагогом-психологом.

Должностные обязанности педагогов-психологов
образовательного учреждения для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

Данная инструкция предлагается для специалистов психологического профиля таких видов типового учреждения, как центры психолого-медико-социальной направленности. Должностные обязанности разработаны с учетом широкого диапазона функционирования специалистов в центрах отдельно для каждой специализации: консультирование, первичный прием, диагностическое обследование, семейное консультирование и коррекционно-развивающая деятельность.

Общие требования к должности

Педагоги-психологи осуществляют профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия учащихся, обратившихся в центр, их оптимальное личностное развитие и социальную адаптацию. Содействуют охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка. Принимают меры по оказанию различного вида психологической помощи. При этом конкретные функциональные обязанности педагогов-психологов психологического центра различаются в зависимости от специализации.

Педагоги-психологи центра должны знать:

Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации; решения правительства Российской Федерации и федеральных органов управления образованием по вопросам образования; Декларацию прав и свобод человека; Конвенцию о правах ребенка;
- общую психологию, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, патопсихологию, психосоматику;
- основы дефектологии, нейропсихологии, психотерапии, семейной психологии, сексологии, психогигиены, профориентации и психологии труда, психодиагностики, диагностики и коррекции;
- методы психологического консультирования, активного обучения.

Функциональные обязанности педагога-психолога, осуществляющего первичный прием

· Собирает объективную информацию: биографические данные, условия развития ребенка, положение в школе и в семье. Выявляет субъективные мнения членов семьи о проблеме, ее истории, социальном фоне, привычных способах выхода из проблемной ситуации. Анализирует первичную жалобу семьи, соответствие или несоответствие этой жалобы объективной реальности и помогает семье сформулировать актуальную проблему и наметить пути разрешения.

· Оказывает первичную психологическую поддержку, устанавливает контакт, информирует семью о возможных формах психологической, медицинской, социальной и педагогической помощи и способах ее получения.

· Направляет к специалистам для оказания психологической помощи в соответствии с нуждами конкретного учащегося, его семьи и их реальными жизненными условиями и возможностями специалистов центра.

· Заводит документацию по установленной форме (психологическую карту на ребенка).

Дополнительно должен знать:

Основы социальной политики, права, трудового и семейного законодательства;
- нормативные документы, регулирующие вопросы обучения, здравоохранения, занятости учащихся, их социальной защиты;
- структуру социальных служб, педагогических и медицинских учреждений на территории, обслуживаемой центром;
- организацию и структуру центра, возможности его специалистов.

Функциональные обязанности педагога-психолога, осуществляющего диагностическое обследование

· Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения (с целью определения структуры личности, уровня развития интеллекта ребенка, особенностей его нервно-психической сферы, профессиональных способностей, эмоциональных отношений в семье). Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии учащихся. Определяет факторы, препятствующие развитию личности.

· Предлагает программу психолого-педагогической помощи с учетом данных диагностического обследования. Составляет психологическое заключение и проводит консультацию по материалам диагностического обследования с целью ориентации учащегося, родителей (или лиц, их заменяющих), школы (учитель, школьный психолог) и специалистов по психолого-педагогической коррекции. Проводит повторное диагностическое обследование (с повторным заключением и консультациями всех вышеуказанных лиц) по прохождении учащимся курса психологической коррекции.

Дополнительно должен знать:

Медицинскую психологию, нейропсихологию, патопсихологию, семейную психологию;
- методы индивидуальной и групповой диагностики, современные методы индивидуальной и групповой профконсультации;

Функциональные обязанности педагога-психолога, осуществляющего коррекцию когнитивной и эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников

· Осуществляет коррекционную работу в индивидуальном и групповом режиме на основе психологического заключения и в соответствии с возможностями возраста и интеллектуального развития конкретного ребенка.

· Содействует развитию позитивной Я-концепции ребенка, его чувства уверенности, адекватности самооценки, умения ориентироваться в различных жизненных ситуациях, навыков общения.

· Осуществляет психологическую поддержку родителей (лиц, их заменяющих), консультирует их с целью повышения социально-психологической компетентности и организации коррекционных занятий.

Дополнительно должен знать:

Основы нейропсихологии, дефектологии, психогигиены;
- теорию и методы гуманистической педагогики;
- педагогическую психологию;
- методы активного обучения, психологической коррекции, обучающего тренинга и социально-психологического тренинга общения.

Функциональные обязанности педагога-психолога, осуществляющего групповую коррекцию нарушений социального развития подростков

  • Проводит социально-психологические тренинги по различным направлениям в соответствии с результатами психологического обследования участников тренинговой группы: тренинг общения, социально-психологической компетентности, личностного роста, выбора жизненного пути, развития творческой активности (креативности) и другие.

Дополнительно должен знать:

Различные методы и средства групповой психологической работы;
- методы проведения социально-психологического тренинга;
- методы групповой профконсультации;
- методы активного обучения.

Функциональные обязанности психолога-консультанта, осуществляющего индивидуальную психологическую коррекцию отклонений в личностном развитии

· Проводит коррекцию отклонений в развитии личности на основе психологического заключения и в соответствии с возможностями возраста и личностными особенностями конкретного учащегося, коррекцию эмоционального состояния; устраняет последствия влияния негативного прошлого опыта; формирует навыки общения.

· Содействует развитию позитивной Я-концепции учащегося, его чувства уверенности, адекватности самооценки, умения ориентироваться в различных жизненных ситуациях, навыков общения.

· Осуществляет превентивные мероприятия по профилактике социальной дезадаптации. Оказывает консультативную помощь родителям в формировании среды, развивающей у учащегося черты активной, самостоятельной и ответственной личности, в выборе такого образовательного маршрута и микросреды общения, к которым он мог бы успешно адаптироваться. Помогает эффективно и последовательно организовать процесс социальной адаптации.

· Участвует в работе психолого-педагогического консилиума центра.

Дополнительно должен знать:

Методы психотерапии, семейную психологию;
- современные методы индивидуальной и групповой профконсультации;
- половозрастные нормы и особенности развития детей и подростков.

Функциональные обязанности психолога - семейного консультанта

· Осуществляет консультативную работу с целью социально-психологической коррекции дисфункционального взаимодействия в семье. Достижение этой цели связано с решением следующих задач: снижение уровня тревоги в семье; выявлениe повторяющихся элементов взаимодействия и семейных стратегий; поддержание позитивных элементов поведения; развитие социально-психологической компетентности членов семьи; коррекция конфликтного поведения.

· Проводит групповую работу с родителями в форме социально-психологического тренинга для оказания психологической помощи родителям в формировании среды, развивающей у ребенка и подростка черты активной, самостоятельной и ответственной личности, способной позаботиться о себе и других. в связи с этим решает следующие задачи: повышение родительской компетентности, то есть приобретение родителями необходимых знаний о периодах развития личности, о физиологических и психологических особенностях, а также навыков конструктивного взаимодействия в семье; улучшение психофизиологического состояния родителей.

Дополнительно должен знать:

Теорию и практические методы семейного консультирования;
- методы диагностики и анализа семейных отношений;
- методы социально-психологического тренинга;
- методы активного обучения.

Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции психолога, образец 2019/2020 года. Должностная инструкция психолога должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности психолога, права психолога, ответственность психолога.

В должностной инструкции психолога должны быть отражены следующие пункты:

Должностные обязанности психолога

1) Должностные обязанности. Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы. Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих. Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом. Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих. Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы. Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития. Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих. Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей. Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов. Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением. Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников. Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований. Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.

Психолог должен знать

2) Психолог при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии; психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию; методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников; технические средства, применяемые при изучении условий труда; передовой отечественной и зарубежный опыт работы психологов; основы технологии производства; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы профориентационной работы; законодательство о труде; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации психолога

3) Требования к квалификации.

1. Общие положения

1. Психолог относится к категории специалистов.

  • Психолог II категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога не менее 3 лет.
  • Психолог: высшее профессиональное (психологическое) образование без предъявления требований к стажу работы.

3. Психолог принимается на должность и освобождается от должности директором организации.

4. Психолог должен знать:

  • постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии;
  • психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию;
  • методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников;
  • технические средства, применяемые при изучении условий труда;
  • передовой отечественной и зарубежный опыт работы психологов;
  • основы технологии производства;
  • основы экономики, организации производства, труда и управления;
  • основы профориентационной работы;
  • законодательство о труде;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

5. В своей деятельности психолог руководствуется:

  • законодательством РФ,
  • Уставом организации,
  • приказами и распоряжениями работников, которым он подчинен согласно настоящей инструкции,
  • настоящей должностной инструкцией,
  • Правилами внутреннего трудового распорядка организации.

6. Психолог подчиняется непосредственно начальнику отдела кадров.

7. На время отсутствия психолога (командировка, отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное директором организации в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права, обязанности и несет ответственность за исполнение возложенных на него обязанностей.

2. Должностные обязанности психолога

Психолог:

1. Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.

2. Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих.

3. Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом.

4. Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих.

5. Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы.

6. Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития.

7. Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих.

8. Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.

9. Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов.

10. Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением.

11. Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников.

12. Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований.

13. Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.

14. Соблюдает Правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные нормативные акты организации.

15. Соблюдает внутренние правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

16. Обеспечивает соблюдение чистоты и порядка на своем рабочем месте,

17. Выполняет в рамках трудового договора распоряжения работников, которым он подчинен согласно настоящей инструкции.

3. Права психолога

Психолог имеет право:

1. Вносить на рассмотрение директора организации предложения:

  • по совершенствованию работы связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями,
  • о поощрении подчиненных ему отличившихся работников,
  • о привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности подчиненных ему работников, нарушивших производственную и трудовую дисциплину.

2. Запрашивать от структурных подразделений и работников организации информацию, необходимую ему для выполнения своих должностных обязанностей.

3. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.

5. Требовать от руководства организации оказания содействия, в том числе обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

6. Иные права, установленные действующим трудовым законодательством.

4. Ответственность психолога

Психолог несет ответственность в следующих случаях:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, установленных трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, - в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба организации - в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.


Должностная инструкция психолога - образец 2019/2020 года. Должностные обязанности психолога, права психолога, ответственность психолога.

ПСИХОЛОГ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ:

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ

УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

социально-психологической службы

в системе социальной защиты населения

Раздел 1. Организационно – методические основы

социально-психо логической службы

  1. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Название

Определение понятия

Задачи

Формы проведения

Примечание

Психоло гическое про свещение

Распространение психологических знаний среди населения, с целью повышения его психологической культуры

Формирование у на селения представлений о непосредственной связи между понятиями успешная жизненная перспектива и психо логия. - Формирование у населения запроса на психологические услуги. - Освещении актуальных социально-психологических проблем общества, с представлением основных подходов по их решению. - Обеспечение насе ления информацией по психологическим проблемам личности. -Формирование у населения психологически грамотной, комплексной оценки существующей действительности

Лекции, беседы, семинары, клубы общения, тематические выставки психологической литературы, выступления в СМИ

Данное направление должно иметь систематизированные, структурированные контакты психолога с населением, ориентированные на повышение мотивации обращения за помощью к специалисту и выполнением полученных рекомендаций. Информационный материал для аудитории желательно сопровождать иллюстрациями из практики (приведенные примеры должны гарантировать сохранение анонимного характера обра щения клиента) и раскрывать востребованные, актуальные для аудитории вопросы

Психологи ческая про филактика

Целенаправленная, систематизиро ванная совместная работа психолога, социального работ ника, направленная на сохранение, укрепление и повы шение психологи ческого здоровья населения

Наблюдение, лектории, тренинги (диффе ренцированные по проблемам и возрастным данным участников)

- Предупреждение возможных социально-психологических и пси хологических проблем среди широких слоев населения.

Выявление среди населения групп риска (зависимость от ПАВ, созависимость, инва лидность и т.д.).

Создание благоприятного эмоционально-психо логического климата как среди сотрудников учреждения МСЗ, так и среди группы людей, находящихся на соци ально-психологической реабилитации в нем

Психоло гическая диагностика

Процесс выявления, измерения и оценки индивидуально-психологических и индивидуально-пси хофизиологических особенностей личности с помо щью специали зированных , научно-обоснованных методов, приемов , технологий

Индивидуальная, групповая

Выявление причин возникновения про блем в жизнедеятель ности индивида.

Определение сильных сторон личности, ее ресурсного потенциала, резервных возможностей, которые могут быть задейство ваны в ходе коррекционной работы.

Выявление индиви дуальных интересов , склонностей человека для обеспечения конструктивного само определения, самореа лизации и интеграции в общество

В осуществление данного направления необходимо руководствоваться только научно обоснованными, ап робированными методиками и технологиями. Использова ние психодиагностики психо логом возможно при наличии профессиональных знаний о ее методах и условий их правильного применения

Психоло гическая коррекция

Целенаправленное изменение свойств и качеств личности психологическими методами, оказание специфической помощи, с целью обеспечения полно ценного развития и функционирования индивида

Индивидуальная, групповая:

В закрытой естественной группе (семья, сотрудники и т.д.)

В открытой группе для клиен тов со сходными проблемами

Смешанная форма (индиви дуально-груп повая) - тематические психологические тренинги

Восстановление целостности личности и баланса ее психодинамических сил.

Исправление возник ших социальных, пси хологических проблем, возникших в процессе жизнедеятельности индивида.

Модификация поведения индивида за счет обогащения и изменения среды и научения его новым, социально-приемле мым, конструктивным формам поведения

Адекватное использование возможностей тренинга предполагает наличие: лич ного опыта участия в группах и специальной подготовки ведущего (тренера)

Психоло гическое консультиро вание

Оказание конк ретной помощи, обратившемуся пси хически здоровому индивиду, в осоз нании им природы его затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни,характером межличностных отношений

Оценка уровня психического здоровья клиента и определение показаний к другим способам психологи ческой помощи.

Оказание профес сиональной помощи в решении заявленной клиентом проблемы.

Оказание эмоцио нальной поддержки и внимания к пережива ниям клиента.

Расширение сознания и повышение психологической ком петентности клиента.

Достижение клиентом состояния психологического комфорта и сохранения психологического здоровья.

Повышение стрес совой и кризисной устойчивости.

Коррекция наруше ний адаптации и лич ностных дисгармоний.

Мобилизация скрытых психологичес ких ресурсов клиента, обеспечивающих самостоятельное решение проблем.

Повышение личной ответственности клиента за ход их собственной жизни

Индивидуальная консультация и групповая

Начинающим консультантам необходимо иметь четкое определение процесса кон сультирования и профессии консультанта. В психологи ческом консультировании психолог может опираться на различные научные теории и методические подходы (гештальттералия, групповая терапия, бихевиоризм - социальное научение и др.) Для каждого направления характерны специфические методические приемы, цели и задачи. Консультанты рабо тают наиболее эффективно тогда, когда им удается развить у своих клиентов способность конструктивно помогать самому себе после окончания консультирования

Социально-психоло гическая реабили тация

Комплекс программ и действий, направленных на восстановление социальных функций человека, его социального и психологического статуса в обществе

Гармонизация эмо ционального состояния клиента.

Коррекция комму никативной сферы клиента.

Восстановление положительного восприятия жизни, самого себя, семьи, общества.

Расширение позитивного социального опыта клиента.

Восстановление социальных навыков, обеспечивающих про дуктивное функциони рование в окружающей среде.

Восстановление за щитных сил организма, укрепление активной личностной позиции.

Формирование уверенности и моти вации к преодолению трудностей

Беседы. кон сультирование, клубы, тренинги, группы подде ржки, творческие мастерские и др.

Направления, способы и методы по осуществлению мероприятий социально-пси хологической реабилитации зависят как от конкретных категорий граждан (инвали ды, несовершеннолетие, пожилые, взрослые с семейными и супружескими проблемами и т.д.), так и от тематики социально-психологической проблемы алкоголизм, наркомания, насилие, одиночество, потеря работы, супружеская дисгармония и др.).

Для инвалидов соци ально-психологическая реабилитация заключается в восстановлении (формирова нии) способности инвалида выполнять различные со циальные роли(семейные, профессиональные и др.) и иметь возможность быть реально включенным в раз личные сферы социальных отношений и жизнедеятель ности общества

Социально-психоло гический патронат

Целостная динами ческая, комплексная система адресной социально-психоло гической поддержки и помощи: семье, детям, отдельному гражданину, нахо дящихся в трудных и опасных для них самих и окружаю щих ситуациях. (Осуществляется в рамках деятель ности социально-психологической службы.)

Определение характера стоящей про блемы и возможностей ее решения.

Содействие в установлении контакта с клиентом.

Подготовка необхо димой сопроводитель ной документации.

Создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития семьи и личности, в резуль тате эффективного выполнения отдельным индивидом или семьей своих основных функций.

Осуществление психологического сопровождения клиента в процессе патроната.

Осуществление психологической поддержки клиента в процессе работы со специалистами. - Отслеживание результатов взаимодейс твия клиента с другими специалистами

Патронаж (индивидуальная деятельность специалиста, направленная на оказание конк ретной помощи и поддержки клиен ту, призванную мобилизовать и повысить его адаптационные возможности); групповая работа (Работа с группой детей, семьями, алкоголиками и т.д.)

Практика патроната основана на комплексном подходе, который вооружает психолога перспективным видением проблем клиентов, нацели вает на рассмотрение всех аспектов неблагоприятной ситуации.

Практика всегда дифферен цирована и зависит от сущес тва проблемы, ее масштабов и места действия. Поддержка и помощь (научная база, технологические приемы и методы) выбираются исходя из имеющейся проблемы клиента и органически сочетаются с основными составляющими социаль ного патроната (контролем, социально-психологическим воздействием, социальной помощью и поддержкой).

Отношения специалиста с клиентом патроната строятся в основном на «субъект - объектной» основе и опираются на принципы гуманизма, уважение к личности и жизненному опыту клиента, учет его потенциальных возможностей и лучших качеств.

Совместная работа протекает в духе равноправного и четко структурированного сотруд ничества с акцентом на стимулирование и поддержа ние внутренних и внешних ресурсов клиента.

Мероприятия осуществляют ся по заранее определен ному плану (в порядке, обусловленном договорными отношениями)

Срочная пси хологическая помощь по телефону

Экстренная психологическая по мощи и поддержка разным группам населения в случае критических, кри зисных состояний, конфликтных ситуаций

Психологическая поддержка клиента.

Мобилизация интеллектуальных, духовных и физических сил клиента в целях снятия эмоциональной остроты, преодоле ния им кризисного состояния, смены характерного для этого состояния переживания одиночества чувством общности с другими людьми, повышение самооценки, восста новления контроля над травмирующей ситуацией

Беседа

Специфичность телефонного консультирования заключа ется в создании атмосферы эмпатии и принятии або нента, в умении чувствовать его состояние, при этом консультанту необходимо сохранять высокую степень рефлективности, контроля как за состоянием абонента, так и за своим собственным. Консультант должен владеть техниками психологической защиты от тех негативных переживаний, с которыми к нему обращаются абоненты

1.1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА ПСИХОЛОГА.

Для эффективной работы практическому психологу требуется отдельный кабинет и помещение для групповых занятий или совмещенный кабинет размером 5 м г 6 м.

Совмещенный кабинет практического психолога должен быть рассчитан на 13-15 посадочных мест. В совмещенном кабинете со гласно предусмотренной работе оборудуются следующие зоны: для индивидуального консультирования, тренинговая, для психологи ческой разгрузки, хранения архива, обработки психодиагностичес ких данных, методической работы и т.п.

Стены кабинета окрашиваются в светлые тона. Исключен фио летовый цвет. Ограничиваются в использовании красный, оранже вый, желтый, а также блестящие краски и обои, которые возбужда ют центральную нервную систему.

По возможности кабинет комплектуется персональным ком пьютером, аудио-, видео-аппаратурой, формируется фонд психо диагностических методик, а также коррекционных и реабилитаци онных программ, допускается установка телефона, приобретаются закрывающиеся шкафы (сейф) для хранения психологической ин формации и документов конфиденциального характера.

В помещениях для психологической работы (не кабинете пси холога) могут быть размещены информационно-методические ма териалы: «советы дня» - рекомендации для клиентов (родителей, детей, супругов и т.п.), коллег (воспитателей, социальных педаго гов и специалистов по социальной работе); «почтовый ящик» пси холога (для вопросов психологу); сменные тематические стенды по актуальным вопросам возрастной, социальной, педагогической, медицинской психологии; информация о проводимых психологи ческих мероприятиях (учебных семинарах, тренингах, коррекци онных занятиях и т.п.).

Общие принципы организации рабочего пространства в кабинете психолога:

Пространство должно быть визуально разделено по рабочим зонам;

Должна быть обеспечена безопасность клиента - физическая и психологическая;

Рабочее место должно соответствовать санитарно-гигиени ческим нормам: освещенности, чистоты воздуха, звукоизоля ции;

Никакой личной информации (фотографии родных и т.п.):

Клиенту может быть предложен стул или кресло (для релакса ционных программ глубокие мягкие кресла);

Наличие красок, цветных карандашей, бумаги, в т.ч. цветной пластилин.

Оснащение рабочего кабинета психолога содержит следующие блоки:

Документацию, планирующую его деятельность:

Документацию, отражающую итоги психодиагностических исследований и мероприятий по оказанию психологической помощи;

Программное, аппаратурное и инструментальное обеспечение коррекционно-реабилитационной работы;

Программное и инструментальное обеспечение релаксацион ных, тонизирующих, обучающих и других тренингов;

Компьютерные базы данных о методах психологической диа гностики, коррекции, реабилитации, профилактики и кон сультирования (в соответствии с особенностями работы дан ного учреждения);

Компьютерные базы данных о клиентах и их проблемах;

Библиотеку, картотеку, видео- и аудиотеку.

В кабинете детского психолога дополнительно должны быть:

На полу - ковер.

Для игр: кубики, пирамиды и т.п.,

Большая мягкая игрушка, на которой ребенок может отреаги ровать свою агрессию.

1.1.2. ТИПОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГОВ

Исследователь

Практик

Методист-консультант

Преподаватель

Задачи деятель ности

Понимание и объяснение психических явлений, владение зако нами развития и функционирования психического

Применение психологических закономерностей для развития и успешного функционирования той или иной сферы социальных отношений. Овладение законами фун кционирования психики в определенной обществен но-полезной деятельности (инженерной, управлен ческой и др.)

Решение актуаль ных для человека и группы людей про блем психологи ческого развития и функционирования в определенных ус ловиях; содействие личностному росту и самопознанию

Передача суммы профессиональных знаний, умений и навыков, трансляция личного опыта и личностных смыслов, помогающих ученику самоопределяться в мире профессиональ ных ценностей

Методы

Наблюдение, самонаблюдение, эксперимент, интервью, тестирование, математическое моделирование, статистическая обработка данных

Проектирование среды жизнедеятельности на основе психологических принципов; психодиаг ностика, психологическое обучение и организацион ное консультирование

Психологическое консультирование, психокоррекция и профилактика, обучение и психо терапия

Традиционные и сов ременные технологии психологического образования и транс ляции личного опыта

Наиме нование объекта

Индивид Испыту емый Респондент Субъект

Клиент

Клиент Пациент

Ученик Коллега

Необхо димые знания

Научная психоло гия гуманитарного и естественно-на учного направле ний, методология и методы научного исследования, ма тематика, логика, биологические науки, широкое гуманитарное образование

Знание соответствую щих отраслей научной психологии, навыки ма тематического и научного моделирования, проекти рования, исследования, знание психотехник диагностического и воз действующего характера, навыки обучения

Широкое академи ческое образо вание (прежде всего - гумани тарное), научная и практическая пси хология, исследо вательские навыки, знание психотехник диагностического и воздействующего характера

Глубокие и разносто ронние научные поз нания (в психологии и смежных гуманитар ных и биологических отраслях), общекуль турная

Требо вания к лич ности специа листа

Дисциплини рованность, старательность, тщательность, вы сокая социальная ответственность, структурирован ное, развитое мышление; научная интуиция, гибкость ума, интерес к познанию закономерностей и принципов, объективность

Гибкость и острота ума, наблюдатель ность, общительность, открытость, склонность к сотрудничеству и эмпатии, развитая моти вация помощи, развитая интуиция, рефлексивные способности

Гибкость и острота ума, наблюдатель ность, общитель ность, открытость, склонность к сотрудничеству и эмпатии, развитая мотивация помощи, развитая интуиция, рефлексивные способности

Развитое понятийное мышление, артистизм, высокая коммуни кативная культура, эмоциональная открытость, развитая педагогическая мотивация

Субъек тивная привле катель ность деятель ности

Возможность само реализации для человека, склонно го к объективному познанию мира, других людей и самого себя

Возможность самореа лизации для человека, склонного к практи ческой деятельности, обладающего задатками менеджера и интересом к внутреннему миру других людей и своему собственному

Возможность самореализации для человека, обладающего выраженной мо тивацией помощи, заинтересованного в собственном личностном росте

Возможность само реализации для чело века с выраженными демонстративными чертами характера и научно-педагогичес ким складом ума

Сфера приме нения про фессио нальных знаний и умений

Научно-иссле довательские учреждения академического и ведомственного подчинения, уни верситеты

Сфера производства, управления, средства массовой коммуникации, социальная сфера

Психологические центры, консультации, частная практика

Высшие и средние специальные учебные заведения

Заин тересо ванность обще ства в специа листе

Общество заинтересовано в получении ин формации, важной для понимания и управления человеческим поведением в различных соци ально значимых ситуациях

Психологическое обеспечение различных сфер социальной жизни общества и конкретного человека

Оказание помощи людям, находя щимся в трудной жизненной ситу ации

Формирование про фессиональной куль туры, систематизация знаний, подготовка специалистов

Кри терии эффек тивнос ти

Знания, обеспечи вающие прогноз и возможность управления человеческим поведением

Эффективная деятель ность человека в опреде ленной сфере социальной жизни

Адаптация человека в трудной жиз ненной ситуации, высвобождение психических ресур сов для развития творчества

Подготовка высоко профессиональных специалистов

Раздел 2. Морально-этические принципы работы психолога

Принцип уважения личности.

Правило равных отношений. Недопустимость дискриминации клиента по социальному положения, полу, вероисповеданию и любым другим признакам.

Правило ненасенения ущерба клиенту.

Правило отказа от психологического вмешательства в том ел у чае, если психолог считает, что его действия могут нанести вред клиенту.

Принцип профессиональной компетенции.

Правило научности применяемых методов. Психолог должен ис пользовать методы, получившие научное признание.

Правило взаимодействия с клиентом. Уведомлять своих клиентов о пределах своей компетентности и возможностях психологи ческой науки относительно решений конкретных практических вопросов.

Правило повышения профессиональной квалификации. Психолог может обратиться за консультацией к более квалифицирован ным коллегам. Постоянное совершенствование профессио нальных знаний и умений - обязанность каждого специалис та-психолога.

Принцип конфиденциальности.

Правило использования психологической информации. Психологи ческая информация о клиенте не должна подлежать открыто му обсуждению или передаче кому-либо за исключением зара нее оговоренных случаев (например, консилиум).

Правило ограничения разглашения информации личного характера. При осуществлении психологического вмешательства по про сьбе клиента, полученная информация о нем может быть со общена третьему лицу только по разрешению самого клиента и в определенных им пределах.

Принцип ответственности.

Правило безопасности методов работы. Психолог должен при менять только те методы, которые являются безопасными для клиента.

Правило предотвращения необоснованных ожиданий.

Правило не вовлечения в профессионально неопределенную ситуацию, т.е. в ту ситуацию, в которой роль или функции психолога ока жутся неуместными или двусмысленными.

Принцип профессиональной независимости.

" Правило пересмотра результатов психологического обследования. Пересмотреть результаты психологического обследования мо жет только экспертная комиссия, состоящая из трех-четырех психологов, квалификация которых не ниже, чем квалифика ция специалиста, получившего первоначальный результат.

Правило профессиональной независимости от идеологических, поли тических и религиозных убеждений. Психолог должен стремиться к тому, чтобы его заключение было максимально объектив ным.

Раздел 3.Нормы продолжительности различных видов работ психологов учреждения социального обслуживания населения

п/п

Виды работ

Среднее время

Примечания

Первичное обследование

15-20 мин.

Из расчета на одного клиента

Индивидуальная психологическая экспресс-диагностика (с использованием 1-2 методик)

1-2 ч.

Из расчета на одного клиента

Индивидуальная психологическая диагностика, обработка результатов, оформление заключения и рекомендаций

6ч.

Из расчета на одного клиента

Групповая психодиагностика, обработка результатов, оформление психологического заключения

16-17 ч.

Из расчета на группу 20-25чел.

Индивидуальное консультирование детей:

а) младшего школьного возраста:

Разовое;

Курсовое*

б) среднего школьного возраста:

Разовое;

Курсовое*

в) старшего школьного возраста:

Разовое;

Курсовое*

45 мин.

30 мин.

1.5 ч.

1 ч.

2 ч.

1 ч.

На одну встречу

На одну встречу

На одну встречу

На одну встречу

На одну встречу

На одну встречу

Индивидуальное консультирование взрослых (родителей, педагогов, социальных работников и т.п.):

Разовое;

Курсовое*

1.5 -2 ч.

1 – 1.5 ч.

На одну встречу

На одну встречу

Семейное консультирование:

Разовое;

Курсовое**

2-3 ч.

1 – 1.5 ч.

На одну встречу

На одну встречу

Психолого-профориентационное консультирование:

а) детей среднего школьного возраста;

б) детей старшего школьного возраста

3 ч.

5 ч.

Из расчета на одного ребенка, включая беседы с родителями и педагогами (без учета психодиагностической работы)

Индивидуальная психокоррекционная работа:

Первичная;

Последующая

2-3 ч.

1-2 ч.

На одно занятие

На одно занятие

Групповая психокоррекция и консультативная работа (тренинги, психологические школы, семинары и т.п.):

Подготовка цикла;

Проведение цикла

8-16 ч.

16-32 ч.

На один цикл занятий

На одну группу

Консультативно-психотерапевтическая переписка

3 ч.

На одно письмо

Супервизия

8 ч.

На месяц

Психосаморегуляция (мобилизация личностных ресурсов консультанта и активизация его профессионального потенциала)

20 мин.

Перед или после консультации или групповой работы; суммарно не более одного часа в течение рабочего дня

Ежедневное оформление учетной документации (учет проделанной за день работы, текущее планирование)

30 мин.

Ежедневно

Обобщение и анализ результатов работы, составление планов и отчетов

8 ч.

Ежеквартально

Подготовка материалов к лекции, семинару, тренингу, коррекционному занятию

1-6 ч.

На одно мероприятие

Методическая работа

4 ч.

Еженедельно

Повышение квалификации (обучение на семинарах, курсах, участие в тренингах для специалистов, наблюдение за работой опытных коллег)

40 ч.

Ежегодно

Консультации в научных, методических центрах, учреждениях

8 ч.

Ежемесячно

* средняя продолжительность курса на одного клиента составляет 6 консультаций.

**средняя продолжительность курса на одну семью составляет 6 консультации.

I. Общие положения

1. Психолог относится к категории специалистов.

2. На должность:

Психолога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (психологическое) образование без предъявления требований к стажу работы;

3. Назначение на должность психолога и освобождение от нее производится приказом директора предприятия по представлению начальника отдела организации и оплаты труда.

4. Психолог должен знать:

4.1. Постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии.

4.2. Психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию.

4.3. Методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников.

4.4. Технические средства, применяемые при изучении условий труда.

4.5. Передовой отечественный и зарубежный опыт работы психологов.

4.6. Основы технологии производства.

4.7. Основы экономики, организации производства, труда и управления.

4.8. Основы профориентационной работы.

5. Психолог подчиняется непосредственно начальнику отдела организации и оплаты труда.

6. На время отсутствия психолога (отпуск, болезнь, командировка, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора предприятия, которое несет ответственность за их надлежащее исполнение.

II. Должностные обязанности

Психолог:

1. Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.

2. Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих.

3. Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом.

4. Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих.

5. Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время его работы.

6. Совместно с социологом и другими специалистами предприятия участвует в определении задач социального развития.

7. Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих.

8. Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.

9. Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых специалистов и рабочих.

10. Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в производственную практик, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением.

11. Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников.

12. Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований.

13. Консультирует руководителей предприятия по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.

14. Выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.

III. Права

Психолог имеет право:

1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

2. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

3. В пределах своей компетенции сообщать своему непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе своей деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению.

4. Запрашивать лично или по поручению руководства предприятия от руководителей подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - то с разрешения руководителя организации).

6. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении им его должностных прав и обязанностей.

IV. Ответственность

Психолог несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.