Онлайн калькуляторы

Финансирование некоммерческих организаций. Современные проблемы науки и образования Собственные средства некоммерческой организации включают

Финансирование некоммерческих организаций. Современные проблемы науки и образования Собственные средства некоммерческой организации включают

Государственная поддержка – это совокупность мер, принимаемых органами гос власти в целях создания и обеспечения правовых экономических и организационных условий деятельности молодежных и детских общественных объединений, а так же в целях защиты, охраны их прав. Гос поддержка может предоставляться зарегистрированным в установленном порядке Ярославской области:

Региональным молодежным детским объединениям, деятельность которых осуществляется в пределах Ярославской области

Отделениям молодежных и детских межрегиональных, общероссийских международных общественных объединений, деятельность которых осуществляется на территории Ярославской области.

Гос поддержка может осуществляться при соблюдении условий:

  1. Объединение является юридическим лицом и действует не меньше одного года с момента гос регистрации
  2. Объединение не имеет долгов по налогам и другим обязательным платежам
  3. Объединение не имеет просроченность задолжностей перед кредиторами

Формы гос поддержки:

  1. Подготовка и переподготовка кадров этих объединений
  2. Научно-методическая поддержка – выпуск методических рекомендаций, консультирование, проведение семинаров, тренингов для участников этих объединений
  3. Финансовая поддержка программ этих объединений. Осуществляется из средств областного бюджета и сумма не превышает половины общей суммы расходов на реализацию данных проектов – это называется частичное финансирование. Но по итогам конкурса может быть принято решение о полном финансировании проекта, если комиссия признает, что привлечение иных средств невозможно.
  4. Субсидии объединениям – представляются только организациям, находящимся в реестре и порядок предоставления ежегодных субсидий определяется администрацией Ярославской области. Финансирование мероприятий при поддержке молодежных и детских объединений осуществляется за счет средств, предусмотренных в областных программах в сфере молодежной политики

Как получить грант!?

Необходимо написать заявку. Заявка – это письменное описание проекта, подготовленная в соответствии с требованиями донора. Цель заявки заключается в:

  1. Ознакомить донора с проектом и убедить его выделить грант

Заявка включает:

Титульный лист – в нем название проекта, инфо о сроках его проведения и необходимой сумме и контактную инфо.

Краткая аннотация – включает ответы на следующие вопросы:

  • Кто будет выполнять проект
  • Почему и кому нужен этот проект
  • Что получится в результате
  • Как проект будет выполняться
  • Сколько потребуется денег

Введение – сведения об организации заявителя, постановка проблемы (описывается почему возникла необходимость и как эта проблема соотносится с целями, задачами организации заявителя), цели и задачи – представление о результатах проекта, методы – мероприятия, которые необходимо провести для решения поставленных задач, + календарный план, прописываются ожидаемые результаты, оценка и отчетность – здесь должно быть ясно как вы собираетесь определить достижение цели проекта, как вы будете контролировать процесс выполнения проекта и в какой форме вы отчитаетесь по работе и затраченных средствах, прописывается дальнейшее финансирование – здесь объясняется каким образом, за счет каких средств заявитель надеется сохранить и расширить достижения данного проекта.

Фандрайзинг

Это методика поиска источников финансирования

Это процесс привлечения организаций, денежных средств и ресурсов с целью реализации социального проекта или проектов.

  1. Проектный – когда задача фандрайзинга сводится к поступлению конкретных средств под реализацию конкретного проекта
  2. Оперативный – когда привлеченные средства идут на покрытие текущих расходов

Этапы фандрайзинга в НКО:

  1. Планирование финансовой кампании – начинается с разработки программы привлечения средств. В крупных НКО он начинается за год до начала фандрайзинга. Определяются направления работы на следующий год, составляются перечни проектов, прогнозируются потоки потребителей и вкладчиков
  2. Реализация фандрайзинга – выбор методов проведения фандрайзинга, установление ответственности за проведение и выделение средств на его реализацию
  3. Контроль за ходом реализации фандрайзинга. Он предполагает еще и корректировку плана с учетом произошедших изменений.
  4. Оценка результатов – при оценке мы должны ответить на вопросы:

На сколько поставленные цели отвечают фактическим потребностям НКО

На сколько фактические результаты фандрайзинка соответствуют запланированным результатам

На сколько эффективными оказались затраты на достижение результатов фандрайзинка

Для ответа на последний вопрос используются 2 показателя:

Коэффициент окупаемости расходов на фандрайзинг. Он показывает сколько раз за выбранный период расходы на фандрайзинг окупаются за счет привлеченных в ходе фандрайзинга средств.

Коэффициент рентабельности фандрайзинга – показывает сколько прибыли приходится на единицу привлеченных от фандрайзинга средств.

Методы реализации фандрайзинга:

  1. Проведение рекламной кампании в СМИ, по почте, стенды, брошюры, буклеты
  2. Телефандрайзинг – система обращения к спонсорам по телефону и факсу
  3. Индивидуальный фандрайзинг – система обращения к спонсорам в личной беседе
  4. Солофандрайзинг – приобретение поддержки известных влиятельных лиц
  5. Полифандрайзинг – распространение бесплатных приглашений на мероприятия и презентации. Ответственность за проведение фандрайзинговой кампании может возлагаться на отделы развития и связи с общественностью.

На проведение фандрайзинка НКО выделяет собственные средства

Налогообложение НКО

Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством, с организаций и населения в государственный или местный бюджет. Они обязательны, принудительны.

Классификация налогов:

  1. Прямые и косвенные

Прямые – взимаются с доходов и имущества

Косвенные включаются в цену и тарифы на услуги

Все налоги делятся на 3 группы:

Федеральные налоги и сборы - они обязательны к оплате на всей территории РФ. К ним относится налог на прибыль организации, подоходный налог с физических лиц, гос пошлина, таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость и др.

Региональные налоги и сборы – обязательны к оплате на территории определенного региона, вводятся в действие законами региона и соответствует налоговому кодексу РФ. К ним относятся налог на имущество организации, дорожный, транспортный налог, налог на недвижимость и др.

Местные налоги и сборы – обязательны к оплате на территории определенных муниципальных образований, вводятся в действие их законами и не должны противоречить налоговому кодексу РФ. К ним относится земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, на наследование или дарение.

Налоговые льготы НКО

Для НКО была отменена льгота по уплате налога на прибыль. Прибыль – это разница между выручкой от продажи товаров и затратами на производство. Целевые поступления не облагаются этим налогом. К ним относятся вступительные и членские взносы, целевые взносы и отчисления в профессиональные объединения, пожертвования. Сюда относится имущество, переходящее в НКО по завещанию. Сумма финансирования их бюджетов, выделяемые на осуществление уставной деятельности НКО, также сюда относятся средства и имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности. Использованные по целевому назначению, поступления от собственников, средства, полученные от физических лиц и НКО, гранты.

Налог на имущество составляет 2% от разницы между первоначальной стоимостью имущества и начисленным износом.

Льготы не имеют:

Некоммерческие партнерства

Автономные НКО

Фонды, кроме общественных и др.

Земельный налог – оплачивают собственники земли или пользователь. От оплаты данного налога полностью освобождаются заповедники, национальные парки, ботанические сады, учреждения культуры, кино, образования, здравоохранения, финансируемые за счет средств бюджета, детские оздоровительные учреждения.

Если НКО, освобождаемое от уплаты земельного налога, передают свои земельные участки в аренду, то они становятся плательщиками земельного налога с площади, переданной в аренду.

Упрощенная система налогообложений малых организаций

– это специальный налоговый режим, переход на который осуществляется в добровольном порядке на основании заявления. Здесь происходит замена совокупностей федеральных, региональных и местных налогов и сборов единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период. Система может применяться до тех пор пока выручка от предпринимательской деятельности не превысит 11 млн рублей, либо средняя численность работников не превысит 100 человек, или остаточная стоимость основных средств или нематериальных активов превысит 100 тысяч рублей, либо налогоплательщик займется видами деятельности не попадающими под этот специальный режим.

Гражданин подает документ в налоговый орган по месту жительства с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего тому, с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему.

Единый налог для ИП заменяет уплату следующих налогов:

  1. Единого социального налога
  2. На прибыль
  3. На доходы физических лиц (доходы, полученные от предпринимательской деятельности)
  4. На имущество физических лиц (то, которое используется для предпринимательской деятельности)

Для организаций единый налог заменяет уплату налога:

  1. На прибыль
  2. На имущество организации
  3. Единого социального налога
  4. На добавленную стоимость

Преимущества упрощенной системы:

  1. Существенное снижение налоговых обязательств налогоплательщиков по сравнению с общим режимом
  2. Значительное упрощение процедур налогового и бухгалтерского учета
  3. Меньше число налогов, сокращение объема отчетности и более редкие сроки их уплаты и представления сведений по ним

Отчетность по единому налогу представляется в налоговый орган один раз в квартал

Недостатки упрощенной системы:

  1. Возможность потери клиентов, уплачивающих НДС
  2. Налогоплательщик в праве перейти на общий режим налогообложения лишь с начала нового календарного года, для этого – не позднее 15 января ему следует сообщить в налоговый орган. Если по итогам отчетного периода доход налогоплательщика превысит 15 млн рублей или остаточная стоимость основных средств превысит 100 млн рублей, то такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение, и он обязан уплатить все налоги, от которых был освобожден ранее с начала этого квартала. Если налогоплательщик в период применения упрощенной системы создает филиал, займется игорным бизнесом, производством подакцизных товаров, или штат превысит 100 человек, или доля участия в других организациях превысит 25%, то тогда налогоплательщик обязан уплатить все суммы налогов с начислением пенни и штрафов с начала налогового периода, то есть календарного года.

Бюджет организации

Это роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи на определенный срок.

Вопрос: ...Единственный источник финансирования автономной некоммерческой организации - регулярные и единовременные поступления от учредителей и сторонних организаций. Как при налогообложении прибыли квалифицировать эти средства - как внереализационные доходы или целевые поступления? Облагаются ли ЕСН выплаты сотрудникам организации за счет указанных поступлений? (Письмо Минфина РФ от 18.05.2005 n 03-03-01-04/4-57)

Вопрос: Автономная некоммерческая организация осуществляет свою уставную деятельность за счет регулярных и единовременных поступлений от учредителей и сторонних организаций.
Полученные целевые поступления направляются на реализацию уставных целей организации. Предпринимательской деятельности организация не ведет. Таким образом, указанные поступления являются единственным источником финансирования организации.
Как для целей налога на прибыль организаций квалифицируются поступления, получаемые автономной некоммерческой организацией: в качестве целевых поступлений (п. 2 ст. 251 НК РФ) или в качестве внереализационных доходов (пп. 8 ст. 250 НК РФ)?
Облагаются ли ЕСН выплаты в пользу сотрудников организации (осуществляемые за счет поступлений от учредителей и других организаций) или указанные выплаты не подлежат налогообложению на основании п. 3 ст. 236 НК РФ?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 мая 2005 г. N 03-03-01-04/4-57
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос по отдельным вопросам применения налогового законодательства и сообщает следующее.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Деятельность автономной некоммерческой организации направлена, в частности, на предоставление услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права и физической культуры.
Имущество, переданное автономной некоммерческой организации учредителями, является ее собственностью. Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана.
Таким образом, источниками формирования имущества автономной некоммерческой организации являются поступления от юридических и физических лиц - учредителей на ведение уставной деятельности, выручка от реализации товаров, работ, услуг и внереализационные доходы.
Поступления от учредителей и порядок их внесения определяются учредительными документами конкретной некоммерческой организации.
Регулярные взносы могут поступать в виде частичного или полного финансирования собственником созданного им учреждения.
Единовременные поступления обычно вносятся учредителями некоммерческой организации при ее создании или при вступлении в уже существующую организацию.
Добровольные взносы осуществляются учредителями помимо вступительных и регулярных взносов. Они могут носить целевой характер, если переданы на выполнение определенных проектов и программ, но возможна и нецелевая передача имущества на осуществление уставной деятельности некоммерческой организации.
Пожертвования отличаются от добровольных взносов тем, что поступают от любого лица, не являющегося учредителем некоммерческой организации. Пожертвования могут быть как целевыми, так и не предназначенными для определенных целей.
В соответствии со ст. 582 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве пожертвований некоммерческой организации могут быть переданы различные вещи, ценные бумаги, а также денежные средства. При целевом пожертвовании переданное имущество должно использоваться только для целей, обусловленных жертвователем. Некоммерческая организация обязана вести обособленный учет всех операций по использованию целевого пожертвования.
В соответствии с п. 2 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению, включая, среди прочего, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Таким образом, в случае если полученные автономной некоммерческой организацией поступления по существу соответствуют перечисленным в п. 2 ст. 251 Кодекса видам поступлений либо могут быть квалифицированы как пожертвования в соответствии со ст. 582 Гражданского кодекса Российской Федерации, эти поступления не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Во всех остальных случаях поступления в пользу некоммерческой организации учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в качестве безвозмездно полученного имущества в составе внереализационных доходов на основании п. 8 ст. 250 Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 236 Кодекса объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков - лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
При этом источники финансирования выплат не имеют значения.
Согласно п. 3 ст. 236 Кодекса указанные в п. 1 ст. 236 Кодекса выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Поскольку организация не ведет предпринимательскую деятельность, то она не формирует налоговую базу по налогу на прибыль и на нее не распространяется п. 3 ст. 236 Кодекса.
Таким образом, выплаты, начисленные сотрудникам организации по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам, подлежат обложению единым социальным налогом в установленном порядке.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
18.05.2005

По совокупной оценке, в развитых странах государственное финансирование НКО составляет до половины их дохода (в развивающихся странах этот показатель составляет 22%, в России – 5%), доходы от деятельности, включая членские взносы – 35% (в развивающихся странах – 61%, в России – 22%), пожертвования бизнеса, граждан и зарубежных фондов – 17% (в развивающихся странах – 17%, в России – 73%).

ПО ТЕМЕ

Лидерами по относительным объемам государственного финансирования в негосударственных НКО является Западная Европа, Канада, Израиль – 54%. В Восточной Европе этот показатель несколько ниже – 42%, затем следуют англосаксонские страны – 36%, Скандинавия – 35%, развитые страны Азии – 34%, Латинская Америка – 19%. Это усредненные цифры. В таких странах, как Франция и Бельгия государственное финансирование составляет подавляющую долю доходов НКО (Франция – 60%, Бельгия – 76%) , свидетельствуют данные The Boston Consulting Group.

Государственное финансирование некоммерческих организаций за рубежом

ФРАНЦИЯ

Во Франции государственное финансирование является основным источником доходов НКО. Центральное место в регулировании правительственного финансирования НКО во Франции отводится ряду циркуляров. Основная часть государственного финансирования предоставляется на покрытие расходов по функциональной или программной деятельности. Франция создала единую форму подачи заявки для всех типов предоставления правительственного финансирования (за исключением правительственного финансирования НКО в инвестиционных целях). После подачи первой же заявки, будет заведен постоянный файл на данного заявителя, так, чтобы в будущем тому же заявителю не пришлось подавать те же базовые данные о себе снова

В США к государственным источникам финансирования относятся регулярные субсидии государства на содержание и развитие некоммерческих организаций, а также разовое финансирование, связанное с реализацией отдельных проектов и программ. Основными механизмами являются отчисления федерального правительства на развитие некоммерческой сферы через правительства отдельных штатов и местные органы власти, а также специальные внебюджетные фонды, а также наделение некоммерческих организаций льготами по уплате налоговых, таможенных и иных сборов. С 1980-х годов в США четко прослеживается тенденция перехода от прямого к совместному финансированию программ и проектов в некоммерческой сфере. Выделяются два вида совместного финансирования: долевые субсидии (выделяются только при условии софинансирования проекта) и возвратные субсидии (когда государство выделяет средства только в том случае, если они обязуются компенсировать частично или полностью предоставленные деньги, то есть, по факту это – беспроцентный государственный кредит).

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

В Великобритании в мае 2006 года при правительстве был создан "Департамент третьего сектора" (The Office of the Third Sector – OTS), через который идет обеспечение господдержки и создания благоприятных условий для некоммерческих организаций. Департамент "Третьего сектора" оказывает финансовую помощь в профессиональной подготовке специалистов для различных организаций, оказывающих социальные услуги. Для оптимизации процессов финансирования и улучшения организационного взаимодействия принято решение о формировании трехлетнего бюджета финансовой поддержки. Стратегическое партнерство является долговременным сотрудничеством государства с наиболее авторитетными общественными организациями, в целях поддержки и развития социального предпринимательства. Госфинансирование стратегических партнеров позволяет проводить массовые общественные мероприятия социальной направленности, организовывать тематические конференции и осуществить исследования, результаты которых станут весомым аргументом в пользу совершенствования политики правительства в отношении третьего сектора. В 2006 году департаментом OTS были разработаны условия предоставления субсидий, было установлено три вида грантов: для поддержки организаций, выражающих мнение различных социальных групп; для организации пропагандистских компаний на национальном уровне по привлечению граждан к участию в деятельности добровольческих движений; для организаций, пропагандирующих и поддерживающих развитие благотворительности и создание филантропических обществ.

ГЕРМАНИЯ

В Германии государство оказывает поддержку национальным зонтичным организациям НКО, которые в свою очередь распределяют средства среди входящих в их состав организаций. Один из основных принципов некоммерческой деятельности в Германии государственное субсидирование. Государство, отдавая предпочтение деятельности частных НКО в социальной сфере, а также признавая право НКО на самостоятельность в отношении выработки целей и определения способов их достижения, в то же время гарантирует им оказание государственной финансовой поддержки. Некоммерческие организации в Германии являются почти единственными организациями, предоставляющими услуги в таких сферах, как физическая культура и спорт, и находятся в привилегированном положении в тех сферах предоставления социальных услуг, в которых некоммерческое обеспечение финансируется государством, но государственным органам власти запрещено оказывать подобные услуги. Кроме того, некоммерческие организации играют заметную роль в содействии выполнению государственных функций. Традиционно правительство в Германии использует НКО для реализации своей политики на местном уровне.

ДАНИЯ

В Дании за распределение "базовых грантов" общественным организациям социальной сферы отвечает министерство по социальным вопросам. Средства на них формируются, помимо бюджетных источников, также из так называемого фонда "Датских футбольных тотализаторов и лотерей". Проектные гранты выдаются из средств грантовой программы развития добровольческой социальной работы, которая финансируется из центрального государственного бюджета.

ХОРВАТИЯ

В Хорватии все государственные средства из национального бюджета, направленные на поддержку некоммерческих организаций в виде субсидий и грантов, распределяются через специальную структуру. Данное финансирование охватывает ряд программ в области защиты окружающей среды, компьютерных наук, образования, культуры, молодежи, здравоохранения, общественного благосостояния, волонтерства, помощи пожилым людям, прав человека и развития местного самоуправления. Все проекты, подлежащие финансированию, делятся на три группы: финансирование деятельности по удовлетворению общественных потребностей, которая бы длилась несколько лет, ежегодные (краткосрочные) программы НКО, и малые финансовые субсидии на поддержку гражданских инициатив по поиску решений и разрешению общественно важных проблем. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют, какие виды деятельности субсидировать, включая кому давать гранты. Распределение этих средств происходит на конкурсной основе, как правило, между организациями "особого интереса республики Хорватия". В октябре 2003 года парламентом страны был принят закон о создании Национального фонда развития гражданского общества, который продолжает финансироваться из государственного бюджета отдельной строкой. Фонду также дано право принимать пожертвования и использовать другие способы получения дохода.

ВЕНГРИЯ

В Венгрии в соответствии с Законом о государственном бюджете ежегодно утверждается размер финансирования, направляемого общественным и благотворительным организациям в качестве субсидий. В венгерском парламенте существует комиссия по гражданским организациям, которая принимает заявления от НКО и выдает рекомендации парламенту о том, кому выделять субсидии на покрытие расходов. Также распределением субсидий занимаются отдельные министерства, основываясь на своих бюджетах и программных потребностях. Отдельные НКО могут быть четко перечислены в бюджете министерства. НКО и иные организации общественной пользы (такие, как религиозные организации), которые создают и содержат социальные, здравоохранительные и образовательные учреждения, имеют право на "нормативную" поддержку, получают ту же сумму поддержки, что и государственные учреждения. Кроме госбюджета, в Венгрии есть два государственных внебюджетных фонда: Фонд рынка труда и Центральный фонд атомного финансирования, которые имеют полномочия предоставлять финансирование различным НКО. Также существуют несколько общественных фондов, которые учреждаются при участии государства, хотя после учреждения они работают независимо. Фонды распределяют средства между некоммерческими организациями и иным группам. В 2003 году венгерское правительство учредило Национальный Гражданский Фонд (NCF) в качестве одного из особых фондов, предназначенных непосредственно для развития сектора гражданского общества в Венгрии. Целью данного фонда является финансирование НКО. 60% ресурсов NCF ассигнуется НКО на текущие операционные расходы.

СЛОВАКИЯ

В Словакии существует обязательное руководство по выделению грантов из госбюджета организациям гражданского общества, фондам и ассоциациям по интересам. Деньги выделяются через Центральное бюджетное управление. В стране пять министерств и четыре государственных фонда используют гранты как средство финансирования проектов. Также в стране существуют четыре государственных внебюджетных фонда: Государственный культурный фонд, Фонд борьбы с наркотиками, Государственный фонд физической культуры и Государственный фонд по защите окружающей среды. Каждый из этих фондов получает деньги из государственного бюджета и распределяет их в форме грантов на конкурсной основе.

ПОЛЬША

В Польше отношения по финансированию социальных проектов и программ регулируются в основном законодательными актами местных органов власти. Так "Щецинская хартия сотрудничества между городскими властями и неправительственными организациями" устанавливает, что Городской совет должен выделять ресурсы из годового бюджета некоммерческим организациям, для муниципальных целей. В хартии перечислены области, в которых город намерен сотрудничать с НКО – это здравоохранение, социальное обеспечение, образование, спорт, экология, искусство и культура, общественная безопасность, самоуправление, гражданское общество, экономическое и местное развитие. Финансирование социальных проектов в этих областях осуществляется по одному из трех типов: малые субсидии, гранты и контракты. Заявки на осуществление социальных проектов представляются организациями в городской отдел по НПО и подлежат оценке консультативной команды, состоящей из представителей Городского совета, Бюджетного и Финансового комитетов Городского совета. Окончательное решение принимается Городским правлением.

ЧЕХИЯ

В Чехии существует сразу несколько видов государственных фондов. Наиболее крупный из них – Чешский фонд финансирования фондов, созданный в 1992 году. Национальный совет Чехии в Законе о приватизации закрепил, что 1% средств, поступающих от продажи госпредприятий, должен направляться во вновь созданный фонд. В настоящее время он функционирует, предоставляя финансирование за счет получения процентного дохода с первоначально вложенных в него средств.

ШВЕЦИЯ

В Швеции, в зависимости от типа неправительственной организации, ее направленности (помощь молодым людям, нетрудоспособным людям или поддержка спорта) может выделяться определенное финансирование. Поддержка предоставляется, если организация соответствует ряду критериев. Эти критерии могут включать: число членов организации, географический охват, демократичность структуры, целей организации, реализации равенства между мужчинами и женщинами. правительство рассматривает заявления и распределяет помощь. В некоторых случаях, однако, распределение фондов делегируется аффилированным организациям, таким, например, как шведская спортивная конфедерация.

Государственное финансирование некоммерческих организаций в России

Развитие некоммерческого сектора в современном обществе невозможно без активного участия и поддержки со стороны государства. В России сложились следующие формы государственной финансовой поддержки организаций "третьего сектора":

1. Гранты – целевые средства, безвозмездно и безвозвратно предоставляемые НКО на реализацию конкретных проектов (программ). Данные проекты (программы) должны быть направлены на создание общественных благ, оказание социальной поддержки, реализацию профессиональных, общественных интересов отдельных групп населения. 2. Субсидии – средства, которые безвозмездно выделяются государством бюджетам другого уровня, юридическим лицам (НКО входят в их число), а также физическим лицам – на условиях долевого финансирования целевых расходов. 3. Контрактные отношения – размещение у некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. 4. Предоставление льгот. Они предоставляются как самим НКО, так и лицам (физическим и юридическим), осуществляющим пожертвования в их пользу. Российским законодательством предусмотрено несколько видов источников финансирования некоммерческих организаций . В их числе федеральные гранты (гранты Министерства экономического развития, президентские гранты), региональные гранты (субсидии региональных министерств экономического развития, гранты губернаторов), так называемые донорские средства, куда входят средства крупных НКО и фондов, частные пожертвования.

Конкурс президентских грантов проводится на основании распоряжения главы государства, впервые он состоялся в 2005 году. В 2014 году общий денежный фонд грантов составил 2 миллиарда 698 миллионов рублей. Победителями конкурса на распределение президентских грантов в 2014 году стали 347 НКО. В 2014 году финансовая господдержка институтов гражданского общества в России составила около 10 миллиардов рублей. Финансирование некоммерческих структур через президентские гранты увеличилось более чем в три раза, для реализации социально значимых проектов было выделено более 3 миллиардов 200 миллионов рублей.

Ежегодно публикуется распоряжение главы государства об обеспечении господдержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества. Обозначенные в данном распоряжении НКО-операторы заключают договоры с Управлением делами Президента о предоставлении бюджетных средств в размере, указанном в распоряжении. НКО-операторы принимают заявки от некоммерческих организаций и формируют конкурсные комиссии не менее чем из девяти человек, в состав которых входят члены Общественной палаты, специалисты в соответствующих сферах, а также представители органов власти. Решение о предоставлении грантов тем или иным заявителям принимается конкурсной комиссией в соответствии с критериями определения победителей . В числе универсальных критериев можно назвать такие: социальная значимость проекта, детальность и степень проработки проекта, соответствие заявки целям и задачам тематического направления, достижимость результатов, реалистичность и оправданность сметы, наличие дополнительного финансирования, наличие у НКО позитивного опыта реализации иных проектов.

После подведения итогов конкурсов НКО-операторы утверждают календарные планы-графики реализации проектов и заключают с победителями договоры предоставления грантов. Денежные средства перечисляются частями. Решение о перечислении очередной части денежных средств принимается в зависимости от качества отчетов, представленных грантополучателем НКО-оператору. Промежуточные отчеты – финансовый и аналитический, с приложением фото– и видеоматериалов, иллюстрирующих проделанную работу, – получатели грантов направляют НКО-оператору несколько раз в год (как правило, три-четыре).

Итак, Ваша НКО создана, зарегистрирована в установленном законом порядке и поставлена на учет во всех контролирующих органах. Это значит, что приходит момент поиска финансовых средств, за счет которых и будет производится деятельность (конечно, много мы можем выполнить за счет добровольного труда и собственных ресурсов, но для реализации серьезных проектов финансирование необходимо).

Вопрос «Где и как брать деньги?» один из самых частых и возникает еще на этапе планов по созданию НКО. Как же разобраться в понятиях, как «грант», «субсидия», «пожертвование» и т.п.?

Для начала необходимо обратиться к Законодательству Российской Федерации: законы N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и N 7-ФЗ «о некоммерческих организациях» включают статьи, определяющие возможные для НКО источники формирования имущества организации:

  1. Регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
  2. Добровольные взносы и пожертвования;
  3. Выручка от реализации товаров, работ, услуг, доходы от предпринимательской деятельности общественного объединения;
  4. Дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  5. Доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
  6. Вступительные и членские взносы, если их уплата предусмотрена уставом;
  7. Поступления от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий;
  8. Внешнеэкономическая деятельность общественного объединения;
  9. Другие не запрещенные законом поступления.

Этот список важен для любой НКО, так как по сути дает список возможных источников финансирования. При этом следует учесть, что есть одно принципиальное различие между общественными объединениями и некоммерческими организациями – первые являются членскими и могут устанавливать вступительные или членские взносы.

ЧЛЕНСКИЕ ВЗНОСЫ

Уставом общественного объединения может быть предусмотрена уплата членами взносов (вступительных или членских). Размер и периодичность уплаты членских взносов устанавливается решением высшего руководящего органа НКО. Денежные средства могут быть приняты от членов в кассу организации, либо перечисляться непосредственно на расчетный счет. Членские взносы не облагаются налогом на прибыль и, соответственно, не включаются в доходы организации (т.е. не включаются в расчет единого налога при применении упрощенной системы налогообложения).

Главный минус использования членских взносов как основного источника финансирования деятельности НКО очевиден – для того, чтобы этих средств хватало, необходимо иметь большое количество членов (либо установить значительную сумму взноса). Арифметика очень проста и наглядна: у одной организации 1000 членов, у другой 100, обе они установили размер членского взноса в размере 100 рублей в год. В результате первая организация имеет на свою деятельность 120 тысяч рублей, а вторая только 12 тысяч в год. И если в первом случае за счет этих средств можно обеспечить хотя бы минимальную заработную плату 1-2 специалистам, то во втором денег хватит разве что на приобретение ограниченного количества канцтоваров и расходных материалов.

Так есть ли смысл устанавливать членские взносы? Однозначного ответа нет, так как всё зависит от содержания деятельности общественного объединения. Кроме этого, следует помнить и о том, что выплачивать регулярные взносы (даже незначительные по размеру) люди предпочитают не просто так, а получая взамен какие-либо услуги. Основные права членов организации устанавливаются Уставом, но могут быть дополнены решениями руководящих органов.

Например, члены организации «Труженики тыла и ветераны труда», уплачивая незначительный взнос (порядка 10 рублей в год), получают помощь в оформлении документов и получении статуса «Ветеран труда», и эта услуга оказалась настолько востребованной, что количество членов организации составляет несколько тысяч человек. Профессиональные общественные объединения, как правило, устанавливают более высокий взнос, но и услуги предоставляемые членам у них более значительны (например, предоставление помещения для профессиональной деятельности на льготных условиях или бесплатно, обучение и т.д.).

Рекомендация только одна: при определении необходимости уплаты и размера членских взносов следует учитывать вашу целевую категорию (её финансовые возможности и потребности) и возможности общественного объединения по предоставлению каких-либо услуг и возможностей её членам.

ПОЖЕРТВОВАНИЯ

Пожертвования от физических и юридических лиц – один из самых распространенных источников финансовых поступлений социально ориентированных НКО. В зарубежной практике (Европа, США) большинство некоммерческих организаций живут исключительно на пожертвования, однако в России это чаще всего нерегулярные разовые поступления, которые не могут обеспечить постоянную и стабильную деятельность.

Все вопросы, связанные с юридическим статусом пожертвования, регламентирует Гражданский Кодекс РФ (статья 582), согласно которой Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.

Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 Гражданского Кодекса РФ.

Одним из самых важных для НКО моментов является следующий: пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению (т.е. являться целевым ). При этом организация, принимающая пожертвование, должна вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества. Почему это так важно? В первую очередь, потому что данное условие исключает целевые пожертвования из базы для исчисления налога на прибыль (и, соответственно, налога применяемого при применении упрощенной системы налогообложения).

Еще один важный пункт указанной статьи говорит нам, что использование пожертвованного имущества не в соответствии с указанным жертвователем назначением дает право жертвователю, его наследникам или иному правопреемнику требовать отмены пожертвования. Т.е. как любой гражданин, передавший организации имущество либо перечисливший финансовые средства, вправе потребовать их возврата если организация использовала полученное по другому назначению, так и организация может потребовать возврата средств (например, полученных на реализацию конкретного проекта, но использованных на иные, не включенные в него мероприятия).

Избежать сложностей с нецелевым использованием можно только грамотной формулировкой платежных документов и ведением постоянного раздельного учета в организации. Если пожертвования сразу перечисляются на расчетный счет организации (через банки или иным способом), можно рекомендовать жертвователям конкретную формулировку (например, «целевое пожертвование на уставную деятельность организации»).

ГРАНТЫ

Еще недавно слово «грант» четко было связано с некоммерческими организациями, именно гранты являлись основным источником средств для их деятельности. В данный момент ситуация изменилось, и связано это в первую очередь с принятием Бюджетного Кодекса Российской Федерации, в котором такое понятие отсутствует (т.е. органы власти и местного самоуправления, бюджеты различного уровня потеряли право их предоставлять).

Однако Налоговый кодекс это определение всё же содержит. Согласно ему, грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

  1. Гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан;
  2. Гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.

Обычно гранты предоставляются благотворительными фондами на реализацию конкретных проектов или мероприятий, чаще всего на конкурсной основе. Для получения финансовых средств организация должна подготовить заявку (форма предоставляется грантодателем) и приложить к ней необходимые документы (как правило, это документы, подтверждающие статус, организационно-правовую форму и сферу деятельности организации – копии свидетельств о регистрации, копия устава и другие). Большинство фондов предлагает своим потенциальным заявителям методическую и консультационную помощь в подготовке пакета документов и разработке заявки, но нередко бывает и так, что организация-заявитель должна сделать всё полностью самостоятельно (например, если грантодатель является иностранной организацией и не имеет возможности проконсультировать кого-то в другой стране и т.п.). Часто помощь в подготовке заявки на какой-то грантовый конкурс готовы оказать ресурсные некоммерческие организации региона (в Самаре такие консультации предоставляет СРОО ИЭКА «Поволжье»).

Информацию о конкурсах и предоставляемых грантах можно найти в различных источниках – на сайтах благотворительных фондов, в специализированных e-mail рассылках, на сайтах ресурсных и информационных центров для НКО, в том числе и на нашем сайте.

СУБСИДИИ

Субсидия отличается от гранта, в первую очередь тем, что это бюджетные средства . В настоящее время определение понятия «субсидия» исключено из Бюджетного Кодекса, но различные финансовые словари (на основе других нормативно-правовых актов) предлагают следующее:

Субсидия в Российской Федерации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

С момента принятия Бюджетного Кодекса, органы власти и местного самоуправления могут предоставлять только субсидии, и не могут предоставлять гранты.

На самом деле, для некоммерческих организаций принципиальной разницы в том, участвует она в конкурсе грантов или конкурсе на предоставление субсидий, нет. Это различие больше важно самим распорядителям бюджетных средств: все документы, положения и т.п. должны утверждаться распоряжением Губернатора области и соответствовать определенным нормам и требованиям (что замедляет и затрудняет их подготовку). Также в бюджете региона или муниципального образования, должно быть предусмотрено специальное расходное обязательство по предоставлению субсидий (в случае его отсутствия, ни один орган власти или местного самоуправления предоставить субсидию не сможет).

Субсидия может предоставляться как на возмещение затрат социально-ориентированной организации (за оплату помещения, выполнение работ или услуг), так и на реализацию конкретных программ и проектов в определенной сфере. Средства субсидий являются строго целевыми, по ним в обязательном порядке предоставляются отчеты и подтверждающие целевое использование документы, ведется раздельный учет.

Получить информацию о субсидиях, предоставляемых тем или иным Министерством или Администрацией муниципального образования можно, как правило, на официальных сайтах, в печатных изданиях, публикующих их распоряжения и приказы («Волжская Коммуна», «Самарская Газета» и др.), в специализированных подразделениях (отделы по работе с общественностью и НКО).

ДОГОВОРЫ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОНТРАКТЫ

Еще одним источником средств для НКО могут являться бюджетные средства, полученные через процедуры торгов и котировок. Этот источник выделен отдельно от деятельности по реализации товаров и услуг по одной причине – средства, поступившие из бюджетов различных уровней при условии их целевого расходования, не облагаются налогом на прибыль (и, следовательно, не облагаются налогом, применяемым при использовании упрощенной системы налогообложения).

Сложностей и препятствий для социально-ориентированных НКО в этой системе очень много.

  • Во первых, это открытые конкурсы. То есть принять участие в них могут не только социально-ориентированные НКО, но и любое юридическое лицо, удовлетворяющее условиям объявленного конкурса. Существует возможность проведения конкурса среди НКО и малого предпринимательства, но в этом случае также остается конкуренция с субъектами малого предпринимательства.
  • Во вторых, в случае размещения заказа на сумму свыше 500 тысяч рублей, организация-заявитель обязана внести залог для участия в конкурсе (определенный объем денежных средств, который потом возвращается организации).
  • В третьих, НКО сложнее подтвердить целевое назначение и расходование средств, так как основным документом отчетности по таким договорам и контрактам являются акты выполненных работ, а смета часто включает расчетную стоимость услуг (а не полный список статей расходов).

Информация о конкурсах размещается на специальном сайте Главного управления по организации торгов http://www.goszakaz.samregion.ru/

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СО НКО

Согласно законодательству РФ, некоммерческие организации имеют право заниматься предпринимательской деятельностью при условии, что все полученные от неё средства будут направлены на реализацию уставных целей. Это значит, что полученные доходы не могут распределяться между членами или руководителями напрямую. Но они могут быть использованы для выплаты заработной платы сотрудникам организации, приобретения материально-технической базы, организации мероприятий и реализации проектов и программ.

В ряде случаев, предпринимательская деятельность сама по себе может являться проектом или программой некоммерческой организации (например, создание предприятий и рабочих мест для инвалидов или социально-незащищенных категорий населения), однако правило по использованию доходов остается неизменным.

При ведении предпринимательской деятельности СО НКО обязана выполнять все нормы и требования, относящиеся к ней (включая уплату всех налогов, требования по лицензированию и так далее).

Для того, чтобы организация могла вести предпринимательскую деятельность, в ее Устав должен быть включен соответствующий раздел. В нем необходимо не указать сам факт этого, но и перечислить конкретные виды предпринимательской деятельности (формулировки типа «и другие не запрещенные законом виды деятельности» не допускаются).

Одновременно некоммерческая организация может использовать неограниченное число источников финансирования, ключевым условием при этом остается и поступившего из них имущества.